Салюк Александр Васильевич

(1922-2003)

Автор - А.А.Петриченко,хранитель коллекции историко-художественного
музея г.Домодедово (Россия, Московская область).   

 

 

  Александр Васильевич Салюк закончил в 1941 году техникум механизации в г.Умань. С 1960 года работал учителем производственного обучения (труда) в сельской восьмилетней школе. Вырезать из бумаги начал в 1965 году (вероятно, под влиянием своей тещи, знаменитой вырезальщицы Н. Кушнир), тогда же организовал в школе кружок народного прикладного искусства.

       Александр Салюк - не только талантливый мастер и большой энтузиаст вырезания, он один из первых проявил инициативу в деле возрождения старинных подольских вытынанок, приложив для этого немало усилий. На основе работ-реконструкций, сделанных по его предложению современными мастерами старшего поколения, удалось восстановить основные типы и художественные особенности вытынанок, которые были характерны в 20-30-е годы прошлого века для Подольского региона. Оказалось, что наиболее распространенной была сюжетно-орнаментальная тема «дерева», которую мастера трактовали во многих вариантах на основе зеркальной одноосевой симметрии.

      Для Александра Салюка характерна техника вырезания по контуру, которая давала «теневые» вырезки, а наиболее распространенным был мотив дерева, ствол которого служил осью симметрии, а ветви — местом для "поярусного" расположения фигурок людей, зверей и птиц. Последние обычно выполнялись с глубокими прорезями краев и воспринимались как силуэты. Фигуры были стилизованы с пластичной монументальностью.

      Работам мастера присущи одновременно и традиционность, и новаторский поиск. В традиционной манере, напоминающей знаки и рисунки старославянской письменности, выполнены фантастические «деревья», мир растений и птиц, воссоздающие загадочную, таинственную атмосферу. Несмотря на общую статичность композиции, все элементы подчинены внутреннему ритмичному движению волнообразных контуров. Колорит вытынанок радует звонкими, яркими красками. Среди вырезок Александра Васильевича есть много традиционных, чисто орнаментальных, кружевных работ, решенных на основе центральноосевой симметрии: это салфетки, орнаментальные композиции и т.д. В них наблюдается симметричность композиции, мотивы народной орнаментики, геометрические детали прорезей.

      В то же время во многих вырезках Александр Салюк выходит за рамки традиции. Это просматривается и в композиционной структуре работы, и в колорите, и в технологии изготовления. Ту же функцию, что и дерево, в его работах может выполнять стройный или пышный цветок, вырастающий из цветочного горшка, букет в вазе или ветка с цветами. Наряду с симметричным расположением лепестков, мастер нередко показывает свободное, асимметричное формирование стебля и листьев.

      Александр Васильевич Салюк стремился найти новое прикладное назначение своим вырезкам: например, он переводил их на стекло с помощью электропилы и нитрокраски, а затем выкладывал полученными плитками потолок. Вообще саинские монументальные вытынанки имели в свое время особое применение. Они использовались как трафареты для украшения наружных цементных стен домов. По таким контурным вырезкам делали крупные украшения из дерева, особенно для веранд. По трафаретам также вырезали узоры из жести, ими украшали, в частности, водосточные трубы или венцы колодцев.

      А.В.Салюк — постоянный участник выставок народного творчества. Его работы находятся во многих музеях и частных собраниях Украины.

      Семья Салюков — настоящая династия народных мастеров, где все увлечены творчеством художественного вырезания. Каждый из них имеет свой почерк, но всеми вместе создан особый «салюковский» стиль, для которого характерны праздничность, богатая фантазия в изображении растений, цветов, удачные композиционные находки, просторные прорези в рисунках. Мастера этой талантливой семьи не копируют окружающую природу — их резные картины почти всегда стилизованы. На них чаще всего можно увидеть национальные орнаменты, сказочных зверей и птиц, картины природы. Все они изготовлены из однотонной бумаги разнообразных цветов. И если манера стилизации изображений на них может быть предметом споров о вкусах, то чеканные узоры и орнаменты пленяют зрителя своей необычностью и гармонией.

      В коллекции А.М.Петриченко представлены также вырезки дочери Александра Васильевича — Валентины.

Иллюстрации - из коллекции А.М.Петриченко.

Вверх