Клавдия Николаевна Гуржий-Крохмаленко

(1928 - 2006 гг.)

Людмила Кобец,
член Национального союза журналистов Украины

     "Вытынанка! Из каких краев ты пришла к нам? Из Китая, Японии или из Польши? А может, ты зародилась в украинской хате, засветилась звездочкой на малышах в колыбели, на малых детках, что спали вповалку на печи, и сказала: "Я всегда буду здесь, здесь жить и расти! " Ты всем понравилась, ты стала нашим талисманом, нашим оберегом от беды, ты стала нашей украинской улыбкой, и зачем волноваться: откуда ты - ты просто наша".

Так описывала Клавдия Николаевна Гуржий-Крохмаленко ощущения от своих "чудо-вытынанок". Выполнены они в древних украинских традициях и в то же время отмечены самобытным видением художницы. Всю свою нелегкую жизнь она готовилась к тому, чтобы утвердить своим искусством единство нашего народа. Корни общие, и чувство красоты, любви к родной земле генетически заложено в каждом, кто родился в Украине. И это убедительно доказывают работы мастерицы. Сколько традиций украинского народа и современности  отражено в вытынанках "Пасха", "Весна", "Свадебный танец", "Солнышко" "Соловей"!

        "Ты росла вместе с нами и, может, тебя, маленькую и хрупкую, не везде пускали, куда тебе хотелось, но ты вдруг сошла с полки, прыгнула со сволока и заняла место в книге не хуже рисунка, украсила детскую сказку, лирические стихи поэта, стала присматриваться к серьезным книгам. Ты выросла так, что вдруг выбрала место в рамке на стене как художественное произведение, и не только в крестьянской избе, - в городах тебя тоже встретили ласковой улыбкой. Тебя не сторонятся известные художники, выражая свои  лирические задумки ".

     В этих мыслях мастерицы о судьбе вытынанки будто видится вся нелегкая жизнь Клавдии Николаевны. Родилась она 1 ноября 1928 ? года в селе Анновка Марьинского района Донецкой области. Отец был сельским учителем, мать – служанкой (?). Вскоре после рождения Клавдии родители разошлись. Настоящим отцом для девочки стал отчим Иван Гуржий, человек большой души. Семья была многодетная, жили небогато, поэтому работать дети начинали рано. Война, эвакуация в Сибирь, возвращение домой в конце войны, голод 1946-47 годов. Все это наложило свой отпечаток на ее здоровье. С 1948 по 1953 год Клавдия Гуржий училась в Киевском училище прикладного искусства по специальности "художественная керамика". Ее преподавателями были А.Грядунова, А. Гальперин, Д. Головко. После окончания училища она работала в течение года лепщиком в Киевской академии архитектуры в научно-реставрационных мастерских, с 1955 года - художником-декоратором при дворцах культуры, а с 1964 года -  на Донецкой фабрике художественной галантереи. Работа по росписи ткани отточила ее мастерство сочетания цвета и ритмичности рисунка.

       Внезапно в 1978 Клавдия Николаевна теряет зрение на правый глаз, под угрозой  левый. Затем - туберкулез глаз. Долгое лечение в тубдиспансере, санаториях Одессы. Частичный возврат зрения, но навсегда было потеряно ощущение прямой линии, круг остался, только ломаный. Выход на пенсию и трудный поиск своего творческого предназначения. Воспоминания  детства,  материнское бумажное кружево на  полках в родном доме подтолкнули Клавдию Николаевну к вытынанке и художественной росписи.

     Творческие достижения и замыслы Гуржий-Крохмаленко поддержали в Донецком областном центре культуры, ее приняли в областное творческое объединение художников и народных умельцев "Вдохновение". Ее произведения заняли  почетные места на всеукраинских и  областных выставках декоративно-прикладного искусства. Мотивы традиционных украинских вытынанок  и технологию изготовления Клавдия Николаевна изучала на  выставках и фестивалях народного искусства. На Днепропетровщине  она познакомилась с Петриковской вытынанкой и росписью. И соединила эти две техники в своих произведениях.

    И, как судьбу, понесла мастерица вытынанку к людям, чтобы поняли, полюбили, воспели. "И та заговорила о человеческих болях и надеждах, стала рассказывать не только о птичках и животных, но  о человеческих низменных поступках, да так, что некоторым сердитым дядям хочется закрыть перед ней все двери. Она стала сильная, стала борцом. Мы, вытынанкари Украины, берем вытынанку за хрупкую ладошку и ведем на широкую дорогу ".

    Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Донецкого областного художественного музея, Валентина Васильевна Козловская, считает Клавдию Николаевну основательницей школы донецкой вытынанки. Мастерица сыграла важную роль в возрождении и распространении искусства вытынанки и художественной росписи в Донецкой области. Она была преподавателем областных курсов повышения квалификации работников культуры и образования, семинаров и творческих лабораторий различного уровня, проводила занятия в областной выездной школе народного мастерства "Истоки творчества". Для многих мастеров Донбасса Клавдия Николаевна стала учителем вытынанкарства и художественной росписи. По произведениям Крохмаленко можно изучать традиционную украинскую вытынанку, а также понять современный взгляд на назначение ее в жизни народа. Картины художницы отличаются виртуозной  техникой исполнения, совершенством композиции и художественной формы. И в то же время они  просты. В них передано непосредственное восприятие мира художником-творцом.

    Произведения Клавдии Николаевны соединили  в себе тематику народной традиционной вытынанки и современную графическую ажурность, изысканность, элегантность. Не случайно на Первом Всеукраинском празднике вытынанки в г. Могилеве-Подольском Винницкой области (1993) искусствоведы сочли К.Н. Гуржий-Крохмаленко непревзойденной мастерицей  современной украинской вытынанки. И на персональной выставке мастера  в 1998 году в Киевском музее украинского народного декоративного искусства, где были представлены более 50 произведени художницы, искусствоведы отмечали яркую индивидуальность Клавдии Николаевны. Директор музея Нина Леонидовна Розсошинская тогда говорила, что такое чудо Донецкой области было неожиданностью для киевлян. Известный украинский художник, общественный деятель, секретарь правления Национального союза художников Украины Петр Ганжа также высоко оценил творчество К.Н. Гуржий-Крохмаленко и отмечал: "Клавдия Николаевна - неповторимая мастерица. Я видел много вытынанок, но эти произведения поразили меня яркой индивидуальностью, чрезвычайной интеллигентностью и изысканностью. Работы самобытной мастерицы удивительные, как одноцветные, так и многоцветные. Она использует традиционные мотивы: дерево жизни, букеты, веточки, птицы, но ее вытынанки чрезвычайно лаконичны, имеют превосходное композиционное решение, она умело сочетает цветочный мотив, растительный орнамент с сюжетной картиной, что очень редко видим в вытынанке ". Сколько любви к людям, природе и родной земле в  таких произведениях мастера, как "Родина", "Два петушка", "Август", "Семья" "Отдохну немного".

    Сегодня ажурными бумажными "мелодиями" Клавдии Николаевны могут любоваться посетители не только Донецкого областного художественного музея, но и Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Киеве, музея Т.Г.Шевченко в Каневе, музея вытынанок на Винничине, частных коллекций Канады и США.

Відпочину трохи. 1991.Весна. 1996.Соловейко. 1991.Великдень. 2000.Весільний танок. Поч.1990-х рр.Сім'я. 1995.Два півники. 1998. Накладна витинанка

 

Вверх