Книга В. Гагенмейстера

"Настенные бумажные украшения Каменечины"

Об авторе

(Лариса Божко. Преподавание народного искусства в школе В.Гагенмейстера на Подолье (1920-1930-е годы)

            Украинский художник, искусствовед, этнограф, издатель, педагог Владимир Николаевич Гагенмейстер родился 12 июня 1887 года в г. Выборг Санкт-Петербургской губернии в семье военного чиновника.

      Род его отца принадлежал  к рыцарству Лифляндии, мать была эстонкой.

      Окончив художественное училище в Петербурге, он преподавал в художественно-промышленной школе Пскова, а в 1916 году был переведен в Украину на должность директора Каменец-Подольской художественной школы.

      Талантливый художник увлекся высокой культурой народного искусства Подолья настолько, что посвятил ему всю свою дальнейшую жизнь, развернул широкое и фундаментальное его исследование и популяризацию.

      Во время летних каникул в школе создавали исследовательские группы из преподавателей и учеников, которые проводили экспедиции для изучения народного искусства Подолья, собирали этнографические материалы, делали с них зарисовки, знакомились с народными мастерами. Собранные материалы обрабатывали в школе, использовали их в учебном процессе, прививая воспитанникам уважение и любовь ко всему народному. В.Гагенмейстер организовал издание рисунков и альбомов по отдельным видам народного искусства.

      В школе было подготовлено и выдано альбомы и открытки, книги по народному искусству, посвященные гончарству, вышивкам, настенным росписям. Школьное издательство действовало 10 лет. За это время вышло 127 художественных изданий, среди них – "Настінні паперові прикраси Кам’янеччини" ("Настенные бумажные украшения Каменечины") -1930, которое здесь подается в фотографиях.

      В 1933 году художественную школу закрыли. В.Гагенмейстер вынужден был переехать в Харьков, где преподавал в Харьковском педагогическом институте историю искусства. С 1936 года работал в Киеве. Здесь он возглавил экспериментальные мастерские при музее украинского народного искусства и руководил Лаврской школой.  Была уже готова диссертация на подольском материале. Но в период репрессий был обвинен в украинском национализме и арестован. Его расстреляли 20 января 1938 года, а огромное научное и художественное наследие было распорошено и в значительной мере уничтожено. 

ВитинанкаВитинанкаВитинанкаВитинанкаВитинанкаВитинанка

Настенные бумажные украшения Каменечины

В. Гагенмейстер

Издание художественно-промышленной профшколы, Каменец-Подольский, 1930

 Перевод на русский язык - Е. Харченко.

     На Каменечине среди сельских украшений жилища, чуть ли не самое большое место, после настенных росписей, занимают украшения из бумаги  - сложной формы "кандили", "пауки", "голуби", рушнички, рамки, фиранки (занавески) на окна, особенно распространены "квіти" (цветы) и разные вырезания или т.наз. "вытынанки".

            Исследователи украинского сельского искусства мало обратили внимание на вытынанки. В то время, как интерес к сельским настенным росписям проявлен во многих монографиях, посвященных Гуманщине, Днепропетровщине, Каменечине, Проскуривщине и Степной Украине, вытынанкам не посвящено ни одной работы. О них только упоминают, среди прочего, в своих рабтах К. Шероцкий (К. Шероцкий. Очерки по истории декоративного искусства Украины. Киев -1914) и Л. Левитская (Л. Левитская. Сельская настенная роспись на Подолье. Киев – 1928) , а также об их существовании свидетельствуют  небольшие собрания в нескольких музеях. Автор этих строк делает первую попытку подать необработанный материал, собранный на Каменечине вместе с учащимися Каменец-Подольской Художественно-промышленной профшколы.

            Вытынанки  - это самые скромные украшения дома – салфетки из цветой бумаги, которые четкими, сухо-графическими формами придают строгий характер домашней декорации. В отличие от поделок из бумаги, таких как "кандило", "паук", которые всегда прикрепляются к потолку, вытынанки не имеют точно определенного места. В сельском доме этот переносной, а потому гибкий для декорирования материал от небольших  одиноких пятнышек до сложных декораций, где вытынанки заполняют большую площадь, можно встретить на потолке, сволоке - потолочная балка – ( с. Кизя), на стене под потолком, между окнами, над кроватью (с. Ниверка), на печах и грубах (сс.Бакота и Старо–Ушица).

            Вытынанки из бумаги в сравнении со старинными подольскими настенными росписями – произведения более нового времени, а потому и художественная форма вытынанок более современна. Сельские жительницы Каменечины придали вытынанкам полное художественное оформление, влияние которого ощущается и на некоторых настенных росписях, через распространение трафареток из бумаги – шаблонов для росписей.  Вытынанки часто  включаются в настенную роспись как составная часть рисунка. Сельские женщины считают работу над вытынанкой более легкой и чистой, чем над росписями, которые требуют много времени для выполнения. Возможность снимать, во время побелки дома, перемещать отдельные элементы композиций, тоже дает преимущество вытынанкам перед росписями, так как не всегда можно сразу подобрать наилучшую группировку или комбинацию цветов.

            Содержание вытынанок достаточно разнообразно, но преобладают мотивы геометрически-симметричного характера – розетки или так называемые "зірки"(звезды), элементы которых часто заиствованы у растений (напр. у будяка – табл.6), отчего они и имеют общее название "квітки" (цветы). Распространению "зірок-квіток", в некоторых вариантах, способствует легкий способ выполнения необходимой формы благодаря центральному сложению бумаги; техника при этом часто является фактором, который образует форму розетки. Вдвое сложенная бумага дает простые симметричные вытынанки деревьев, вазонов и птиц (таблицы 7, 10,11).  В несколько раз сложенная бумага дает ритмичный ряд фигур хоровода, традиционно древнего происхождения (рисунок на стр.3).

             Наиболее распространены после розеток мотивы разных домашних животных и "ляльки" (с.Бакота), а также особенно любимый, богатый вариантами "краков`як" (с. Кизя, рисунок на обложке и табл. 14 (здесь отсутствует). Монументально-декоративные композиции "орли" (с. Великі Рункоші, табл.12), "баришні" (с. Бакота, табл. 13), "москаль" (табл. 15) чередуются с живо переданными изображениями птенцов (табл. 9 снизу), стройных вазонов (с.Ниверка, табл. 8) и мастерски выполненных "рушників" (табл. 1), которые приближаются к лучшим образцам польских вытынанок, вызвавших чрезвычайный интерес на Второй Всероссийской кустарной выставке 1913 года тонким чувством цвета и виртуозностью технического исполнения (Wystawa Przemysłu Ludowego."Wieś i Dwór". 1913; А. Chmelińska. Księżacy. "Ziemia" 1913).

            Интересным примером украшения вытынанками хаты на Каменечине, как своим большим масштабом, прекрасным размещением, так и разнообразным содержанием, можно считать работу Отаманюк О. (с. Бакота, рис. на стр. 5). Внимание мастерицы сосредоточено на фасадах печи, грубы и на простенках между печкой и дверями. Печь и груба связаны арочным лежаком, который сверху покрашен темно-зеленой краской и имеет с фасада печи и грубы наклеенных птиц. Камин печи, разделенный посередине валиком, украшен снитзу симметрично расположенными , вокруг квадрата, птицами и "москалями". Груба украшена "вазоном", на ветвях кторого сидят петушки и другие птицы. Арочный лежак среди различных вытынанок имеет "барышень", которые танцуют (табл.13). Они на свлоке (потолочной балке) чередуются с печатными лубочными образами. Это доказывает использование сеьскими женщинами различного по содержанию материала исключительно с декоративной целью. Украшение помещения вытынанками  поражает зрителя больше, чем росписи, контрастами ярких цветов –черного, оранжевого, синего и других на белой стене.  жовтогарячого, синього та інших на білій стіні.

       Размер вытынанок обычно зависит от места их расположения Так небольшие "зірки" (7-8см) прикрепляются в ритмичном чередовании цветов вдоль сволоков, а большие по размеру (до 40 см) – к стенам и потолку. Самый давний материал, который употребляется и теперь для изготовления вытынанок,  - цветная глянцевая бумага, иногда золотая (с. Студеница).  При отсутствии названной бумаги, особенно в годы гражданской войны, утилизировали разную продукцию полиграфического  производства старые обои, обложки тетрадей, старые газеты. В сложных мотивах вытынанок к основному цвету добавляют дополнительные, чтобы оттенить какую-то деталь, например, фартук у девушки ( рисунок на обложке).

     Вырезают вытынанки в большинстве девушки и женщины, но мы имеем примеры выполнения их хозяином дома (с. Кизя, Громик Иван, 30 лет). При вырезании приступают к работе без предварительного рисунка, действуя лишь ножницами, что постепенно дает уверенность, а исключение деталей по чисто техническим причинам, естественно, отводит вырезанию область преимущественно декоративного, орнаментального искусства. Высокое декоративное качество вырезания, легкость выполнения рисунков в этой технике – все это признано художниками-педагогами важным для художественного воспитания  как средство для ознакомления с формой, понимания цвета и развития вкуса.

    Эта техника  заняла определенное место не только в учебных процессах наших трудшкол, но   её перенесли после Октябрьской революции для удовлетворения культурных потребностей села в стенные газеты, аппликационные плакаты, что дало новый стимул для художественного творчества сельских жительниц, имеющих опыт в изготовлении вытынанок. 

 

Рисунки на отдельных таблицах

1. Паперові рушнички (натур. вел.), с. Слобідка Рихтецька. 1926 р.

2 – 6. "Зірки" або "квітки" (зменшено), на стінах хат різних сіл.

7. "Дерево" (натур. вел.), с. Слобідка Рихтецька. 1927 р.

8. "Вазон" на стіні над ліжком (1/3 натур. вел.), с. Ніверка. 1926 р.

9. "Вудвід" (натур. вел.), с. Бакота і "пташенятко" (натур. вел.) село Великі Рункоші. 1925 р.

10. "Птахи" (натур. вел.), с. Слобідка Рихтецька. 1926 р.

11. "Вазон з птахами" (натур. вел.), с. Слобідка Рихтецька, роб. Савчук Ірена. 1925 р.

12. "Орли" (1/2 натур. вел.), с. Великі Рункоші. 1927 р.

13. "Баришні" (натур. вел.), с. Бакота, роб. Отаманюк О. 1928 р.

14."Краков’як" (натур. вел.), с. Кізя, 1925 р. /фотографії немає/

15. "Москаль" (натур. вел.), с. Бакота, роб. Отаманюк О. 1928 р.

 

                    Рисунки выполнили в литографии с оригиналов вытынанок:

                                 Гагенмейстер В., Кушнир М. и Сваричевская С.

 

ВитинанкиВмтинанкиВитинанкиВитинанкиВитинанкивитинанкиВитинанкаВитинанкаВытынанкаВитинанкаВитинанкаВытынанкаВитинанка

Наверх↑

Комментарии  

 
0 # Рышарда 09.05.2013 04:48
Какие же Вы молодцы (организаторы сайта) собираете такий интересный материал в одно место. Я у Вас как в музее. Спасибо за Ваш труд!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Super User 09.05.2013 07:34
Дорогая Рышарда! Огромное спасибо за теплые слова. Мы бы не справились без помощи и поддержки мастеров.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Инна 17.05.2013 14:28
Василь Леонтьевич и Мария, спасибо за чудесный материал. Очень надеюсь на продолжение подобных публикаций.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Вверх