Вытынанки

Ирина Гургула

Журнал "Нова хата", Львов,-1929.-№10.-с.3,4.

     Белые стены сельской хаты  любят украшать бумажными вытынанками. Вокруг икон, окон, под  мысныком (полка для посуды), вдоль сволока (центральная балка  на потолке) наклеивают взоры (украшения) из мелких бумажных вытынанок, которые -  будто вышивка на белой сорочке - стелются на белой стене.

     Каждая вытынанка  представляет собой законченное украшение, но одновременно она является составной частью всего декора, который, будучи наклеен на стене, замещает настенные росписи. Украшения эти невелики и, как правило, узкими лентами тянутся вдоль стен.

     Поэтому размер вытынанок как элементов небольшого узора  обычно составляет 4-10 см.  Вот эта величина вытынанок очень хорошо приспособлена к их назначению - быть как единичными элементами декора, так и выступать обрамлением низких небольших стен светлицы (комнаты). Полное применение вытынанки  по ее назначению  и в зависимости от окружения отражается также  в исполнении отдельных вытынанок. Тонкость контуров вырезанного узора придает большую легкость вытынанкам, которые, будучи наклеены друг за другом,  в ряд, смотрятся, будто нанизанные.

   Это впечатление, еще более усиленное ажурностью вытынанковых узоров, является характерной чертой галицких вытынанок. Подлинное богатство, красота и оригинальность галицких вытынанок заключаются как раз в их ажурности. Контуры вырезанных фигур - кресты, звезды - разнообразно оформляются - то в "зубчики", то "ужиком", то в "павые вочка (глазки)", то ломаной или волнистой линией. - И такие одноцветные (зеленые, красные, желтые, синие...) вытынанки, очень ажурные, смотрятся, будто кружево, они аккуратно выполнены и старательно завершены. 

  Учитывая эту особенность, вытынанки и используются преимущественно для стилизации кружева с народыми мотивами. 

    Кроме ажурности, характерной чертой галицких народных вытынанок является стиль их выполнения. Некоторые из них смотрятся  будто вырезанные ножом из дерева. Вытынанки, имеющие грубые контуры,  выпуклость или тупые углы, производят впечатление,  будто узоры на них  вырезаны пилой или ножом. Такие вытынанки могут послужить богатым материалом для резьбы на деревянных рамах, коробочках...

     Вытынанки со звериными мотивами из Хрыплина возле Станиславова (Ивано-Франковска) - словно вылиты из железа: тяжелые, в грубых линиях, напоминают железную оковку сундуков, дверей...

    Вот эти разнобразные  способы выполнения вытынанок  отчасти указывают нам на происхождение вытынанковых мотивов. Вырезая ножом узор из бумаги, сельская мастерица берет образец из технически родственных украшений (вырезание из кожи, резьба по дереву, по железу...) и приспосабливает этот мотив к тонкости и податливости нового материала.

    Наклеенный на белой стене узор, составленный из небольших  цветных вытынанок, смотрится будто нарисованный. На однотонной белой стене наклеивают вытынанки синие, красные, желтые, зеленые, черные - а иногда и золотые, которые составляют гармоничные узоры,  играют богатством красок, тянутся цветистыми герданами вдоль стен, вокруг окон, оживляют монотонность, веселят светлицу.

II

   Вытынанки как особенное проявление народного творчества имеют очень большое значение и образуют особый вид в галицком народном искусстве. Для них характерны своя форма, орнамент, техника выполнения, колористика, назначение.. 

    Форма вытынанок преимущественно ромбическая, реже розетковая - напоминает нам очень ромбы на вышитых узорах, писанках, резьбе... Вот это родство формы вытынанок с элементами узоров других видов искусства говорит о том, что вытынанки являются самобытным произведением народного художственного воображения.

     Чисто геометрический, растительный, геометризованный  и звериный орнамент вытынанок  снова объединяет их с другими художественными произведениями вышивки, писанки, резьбы и указывает на давнее, традиционное происхождение мотивов вытынанок.

             Техника вытынанки берет свое начало с давних времен. Вытынание, а лучше -  вырезание ножом орнамента - это один и древних, общеупотребительных способов украшения (Eugenjusz Frankowski “Wycinanki i ich przeobrażenie”. Lud. T. XXII., L. 1923. s. 82-128.).

           Он и сегодня живет, кроме бумажных вытынанок, в украшениях кожаных изделий - кожухи, пояса, торбы...- деревянных - игрушки, ложки, кресты..- металлических - оковка, клямер) 

    Подбор цветовой гаммы вытынанок вновь роднит их с вышивками, писанками и указывает на  любимые цвета в народном искусстве:  красный, желтый, зеленый, черный, синий.

  До сих пор не обращено внимания в нашей литературе на вытынанки. Материал, который хранится в собраниях Национального и Шевченковского музеев, небольшой и не собран систематично. Его необходимо дополнить вытынанками из разных сел, чтобы иметь полный образ - подробную карту распространения бумажных украшений в Галичине. На основе систематически собранного материала можно будет провести обстоятельное  сравнение бумажных вытынанок с образцами  других видов декоративного народного искусства, а также решить много вопросов, связанных  с вытынанками:  их происхождение, традиционность, развитие, зависимость от окружения...

    Дополнение собрания вытынанок - особенно собрания Национального музея - является в настоящее время  не только очень желательным, но и необходимым, учитывая издание, которое готовит Национальный музей - о вытынанке.

   Собрание Национального Музея, хотя численно достаточно большое,  дает лишь образцы из Борщевского, Бучацкого, Городенского и Станиславского районов и из Холмщины. 

     При собирании вытынанок необходимо обращать внимание на их оригинальное исполнение и размещение на стенах. Музейную ценность имеют лишь вытынанки с самобытными узорами,  вырезанными непосредственно, из головы. 

 Размещение вытынанок очень важно.  Если нельзя  сфотографировать их прямо на стене, где сразу определилось бы лучшее место, способ их размещения и образ, составленный из отдельных вытынанок, то необходимо внимательно рассмотреть и составить описание, где и как размещают вытынанки на стенах, какой ширины бывают композиции, составленные из вытынанок, и создают ли они в совокупности цельный задуманный образ или без всякого плана наклеены одна возле другой.

 Вытынанки и сведения, связанные с ними, просим присылать на адрес Национального музея во Львове, ул. Мохнацкого 42, или музея им. Тараса Шевченко во Львове, ул. Чернецкого 24.

ВытынанкиВытынанкиВытынанкиВытынанкиВытынанкиВытынанкивытынанки

Вверх