Времена года в женских образах
Автор: Сташкевич Наталия
Уважаемые коллеги – руководители детских творческих коллективов! Хочу поделиться своим опытом, может кому-нибудь он пригодится!
Первоначально была задача научить детей правильно (пропорционально) рисовать лицо человека. Чтобы было интересно, предложила выполнить портреты времён года в образе человека. Поскольку работу выполняли только девочки, то и портреты получились только женские, но уже третий и четвертый они выполняли самостоятельно.
Когда появились первые портреты, захотелось их как-нибудь необычно подать. Вот тогда и решила попробовать сделать к ним «резные» рамы - паспарту!
Идея оказалась очень удачной: во-первых, научились правильно, пропорционально изображать лицо человека и творчески решать композицию портрета; во-вторых, познакомились с различными приёмами выполнения бумажной вырезки (построением композиции и способами вырезания ножницами и ножом), в-третьих, получилась замечательная выставка, которая украсила читальный зал одной из Полтавских библиотек.
Целый год трудились над этими работами четыре мои ученицы; кода начинали - младшей было 8 лет, старшей – 11.
Портреты выполнялись на форматах А-3 акварелью и гуашью. А паспарту к ним – на формате А-2. Самостоятельно рассчитать размер «окна» для работы и вырезать его дети ещё не могут, а всё остальное делали сами, под руководством, конечно.
Рисунок на паспарту - симметричный относительно вертикальной оси, но руки у детей ещё слабые, чтобы прорезать плотную бумагу в два слоя. Поэтому, изображение делали только на одну половину паспарту, а на вторую половину - переводили его разними способами (через стекло, с помощью копирки), и вырезали изображение в один слой бумаги. Работа, конечно, получилась двойная, но практика отличная! Следует обращать внимание детей на то, что зритель не должен видеть нашу «кухню», поэтому все построения и рисунки должны быть с изнаночной стороны.
Дети научились подбирать цветной фон для паспарту и аккуратно вырезать и подклеивать куски цветной бумаги к вырезке. Научились закреплять работу в паспарту и грамотно подписывать её.
Во время исполнения одно из паспарту было сильно испачкано с обеих сторон (тёмно-зелёное). Чтобы его спасти, решили после вырезания протонировать гуашью с помощью губки, а подкладку сделать белую. Получилось очень даже выразительно!
Рамы – паспарту для зимних портретов сделали несколько иначе: вырезали паспарту нужной величины, протонировали его гуашью, нарезали из тонкой бумаги снежинок разной величины и украсили ими рамы.
Таким образом, на этих работах девочки приобрели теоретические знания и много практических умений и навыков.
Желаю всем мирного неба и творческих успехов!
С уважением, Наталья Сташкевич, г. Полтава.