Времена года в женских образах

Автор: Сташкевич Наталия

       Уважаемые коллеги – руководители детских творческих коллективов! Хочу поделиться своим опытом, может кому-нибудь он пригодится!

      Первоначально была задача научить детей правильно (пропорционально) рисовать лицо человека. Чтобы было интересно, предложила выполнить портреты времён года в образе человека. Поскольку работу выполняли только девочки, то и портреты получились только женские, но уже третий и четвертый они выполняли самостоятельно.

        Когда появились первые портреты, захотелось их как-нибудь необычно подать.   Вот тогда и решила попробовать сделать к ним «резные» рамы - паспарту!

      Идея оказалась очень удачной: во-первых, научились правильно, пропорционально изображать лицо человека и творчески решать композицию портрета;  во-вторых, познакомились с различными приёмами выполнения бумажной вырезки (построением композиции и способами вырезания ножницами и ножом),  в-третьих, получилась замечательная выставка, которая украсила читальный зал одной из Полтавских библиотек.

      Целый год трудились над этими работами четыре мои ученицы; кода начинали -  младшей было 8 лет, старшей – 11.

      Портреты выполнялись на форматах А-3 акварелью и гуашью.  А паспарту к ним – на формате А-2.  Самостоятельно рассчитать размер «окна» для работы и вырезать его дети ещё не могут, а всё остальное делали сами, под руководством, конечно.

      Рисунок на паспарту - симметричный относительно вертикальной оси, но руки у детей ещё слабые, чтобы прорезать  плотную бумагу в два слоя. Поэтому, изображение делали только на одну половину паспарту, а на  вторую половину -  переводили его разними способами (через стекло, с помощью копирки), и вырезали изображение в один слой бумаги. Работа, конечно, получилась двойная, но практика отличная! Следует обращать внимание детей на то, что зритель не должен видеть нашу «кухню», поэтому все построения  и рисунки должны быть с изнаночной стороны.

      Дети научились подбирать цветной фон для паспарту и аккуратно вырезать и подклеивать куски цветной бумаги к вырезке. Научились закреплять работу в паспарту и грамотно подписывать её.

      Во время исполнения одно из паспарту было сильно испачкано с обеих сторон (тёмно-зелёное). Чтобы его спасти, решили после вырезания протонировать гуашью с помощью губки, а подкладку сделать белую. Получилось очень даже выразительно!

      Рамы – паспарту для зимних портретов сделали несколько иначе: вырезали паспарту нужной величины, протонировали его гуашью, нарезали из тонкой бумаги снежинок разной величины и украсили ими рамы.

      Таким образом, на этих работах девочки приобрели теоретические знания и много практических умений и навыков.

      Желаю всем мирного неба и творческих успехов!

      С уважением, Наталья Сташкевич, г. Полтава.

 

 

Вверх