Польша

 Анна Малэцка Бэйерздорф (Anna Małecka – Beiersdorf)

      Я родилась в Кракове. После окончания средней школы поступила в Краковскую Академию изящных искусств, но училась там. Зато я успешно закончила факультет этнографии Ягеллонского университета. После учебы я стала работать в Cepelii Цепелии – Цепелії ) как специалист по делам этнографии. С 1989 года я работаю в Центре Молодежи им д-р H. Джордана ( im dr H. Jordana) в Кракове как учитель- инструктор. 

       В раннем периоде своего творчества я писала картины маслом и акварелью, а также занималась росписью по стеклу, увлекшись в то время историей гуцулов и их фольклором. 

     Вырезками из бумаги заинтересовали меня еще в с детства, однако лишь в зрелом возрасте я стала работать в этой технике профессионально. Именно в Cepelii, где я непосредственно приобщилась к польской народной вырезке из бумаги, я начала подробно изучать эту отрасль народного творчества. Традиционные формы этого вида искусства не приносили мне удовлетворения. Почерпнув в них лишь вдохновение, я начала создавать свои собственные композиции, самостоятельные по форме и теме. Этот период творчества я представила на своей первой персональной выставке в апреле 1991 года в галерее Центра Молодежи. 

       Еврейская вырезка из бумаги ожила на Фестивале Еврейской Культуры в Кракове. В 1992 году я, вдохновленная еврейским искусством, впервые показала свои работы на III фестивале еврейской Культуры в Старой Синагоге, филиале Исторического музея в г. Кракове. А в 1994 году Януш Makuch (Макуш) - директор Фестиваля - предложил мне проводить семинары по еврейской вырезке из бумаги. Это был определенный вызов для меня, так как я никогда ранее не вела таких занятий . Я приняла это предложение, и с того времени семинары по вырезке стали постоянным пунктом программы Фестиваля. 

        Вырезка из бумаги была когда-то очень популярна среди еврейского народа. Ее наибольший расцвет приходится на XIX век. Исчезла она на рубеже XIX – XX веков. В II половине XX века началось ее возрождение в двух центрах: в Израиле и США. В Израиле наибольшее влияние на возрождение искусства вырезания имела Giza Frankel (Гиза –Гіза Франкел) - этнограф, работник Львовского университета, которая после II мировой войны выехала в Хайфу и там работала в Музее Фольклора, возрождая это искусство. Именно в Израиле работают и создают свои произведения многие выдающиеся мастера рейзеле – народной вырезки. В США искусство бумажной вырезки появилась в среде еврейской диаспоры в основном для того, чтобы подчеркнуть собственную национальную самобытность.  

 

 

Вверх