Польша

 Ян Чеслав Косинский (Jan Czesław Kosiński)

Автор - Агнешка Косинская

        Ян Чеслав Косинский (родился 2 января 1932 в Вуйтове, k. Беча - умер11 октября 1999 года в Дембице).

          Рисовал с детства. Был самоучкой. Работал акварелью, маслом, пастелью, делал рисунки углем, пером, карандашом и фломастерами, изготавливал скульптуру из дерева, работал с тканью. Увлекался вырезкой и прикладным искусством (в частности, делал рамы для картин и зеркал, живопись на фарфоре, мебель, проекты дизайна интерьера). Он также был страстным садовником и ландшафтным дизайнером, а также разводил цветы. В своей работе художник использовал все, что имеет цвет и фактуру: старые тряпки, детские рейтузы, обрезки материалов, упаковку, использованные конверты и почтовые бланки, сучья, ветки, камни. "И хотя моей любимой техникой является акварель,- отмечал Косинский,- технику и темы я выбирал в соответствии со своим настроением".

       Еще в молодости художник был очарован сельской архитектурой, в своих рисунках он буквально с документальной точностью изобразил старые, крытые соломой хижины Вуйтова и окрестностей, а также знаменитого средневекового городка Беч, в котором он жил на съемной квартире во время учебы в местном Лицее им. Станислава Лещинского. Некоторые из этих ранних работ можно увидеть в собрании музея в Дембице, которому Косинский отдал более шестидесяти своих работ разных периодов творчества. В 50-е годы он был помощником по реставрации росписей в старинных церквях в Вуйтове и Липинках.

       Увлечение вытынанкой началось с выставки мексиканского искусства, которую молодой художник увидел в 1953 году в Варшаве. Художественная вырезка его очаровала. С тех пор он искал форму, в которой мог бы передать свои чувства и жизненный опыт. Рукоделие и раннее творчество, безусловно, поощрялось и воспитывалось с детства в семье Косинских. Воспоминания детства были связаны с местными обрядами и праздниками. Вытынанка служила для украшения дома: окон, дверей, стола. Упражнением для воображения, в свою очередь, были тамошние обряды, связанные с праздниками, а также циклом работ в поле (колядки, переодевания, маски) и горный пейзаж. Например, его вытынанки с изображением распятого Христа во многом обязаны своему появлению часовенкам и святым, которых ставили на дорогах и полях. Как же, однако, все эти элементы и образы через десятки лет ожили в воображении автора, чтобы развиться в фантастические и фантасмагорические формы!

      Вытынанка Яна Косинского прошла ряд этапов: от традиционной, народной, через религиозную к более поздней - обрядовой и даже сатирической. В ней читается также неординарное чувство юмора. Автор сам систематизировал свои вытынанки в циклы и дал им названия: "Маски", "Демоны", "Мадонны", "Обычаи и обряды", "Колядники", "Вазы", "Двойной портрет", "Соборы".

     Художественное вырезание тесно связано с подходом Яна Косинского к материалу: он часто, из-за отсутствия профессионального дорогостоящего материала, использовал различные бумажные фактуры, собственноручно их раскрашивая: как правило, это была черно-белая гамма, реже он применял основу красную или зеленую. Его вытынанки чаще всего имели формат A3. "В вытынанке я выражаю свои текущие проблемы. Если меня что-то расстроило, не понравилось в политической, социальной или даже семейной сфере, я пробовал это показать в вытынанках. В моих работах изображено много коронованных особ, священников, чертиков, ангелов, реальных и придуманных животных, немного растительных мотивов. Мне кажется, что стремление показать это когда-то кому-то поможет понять то, что я хотел сказать".

        С 1957 года художник был связан с Дембицей, где регулярно выставлял свои работы, прежде всего, в Галерее Городского Центра Культуры.

         Принимал участие в многочисленных конкурсах и выставках, посвященных также и окружающей среде: Варшава, 1951 (акварель и масло); Дембица, 1988, 1990, 1994, 1995, 1996, 1997 (оформление окружающей среды); Беч, 1949 (акварели); Горлице, 1952 (акварель, масло); Липинки, 1953 (акварель, масло, вытынанка); Жешув 1954 и 1959 (акварель и рисунок тушью); Тарнов,1987 (вытынанка); Дембица, 1989 (акварели); Дембица, 1991 (вытынанка).

      Его работы посмертно систематически представлены в музеях, в частности, в Галерее MOK в Дембице, в Региональной Палате в Стоберней (k. Дембица). В июле 2013 года в Музее Бумаги и Печати при Центральном текстильном Музее в Лодзе состоялась персональная выставка вытынанок Яна Косинского в рамках цикла выставок, посвященных польской художественной вытынанке.  

 

Вверх