Ирена Кос - Федорович (Irena Kos – Fiedorowicz) . Польша
Ирена Кос - Федорович таким образом описывает
свои приключения, связанные с вытынанкой:
Путь вырезания из бумаги...
То, что сегодня я вырезаю, является результатом длительного процесса, продолжающегося со времени, когда я училась в лицее. Ранее ни школьные занятия, ни семья, ни регион, в котором мне пришлось жить, не пробудили интереса. Складывание бумаги и вырезание, простые и не требующие специальных умений и инструментов действия, всегда связаны с неожиданным эффектом. Симметрия и возникающий на ее основе ритм присутствуют везде и видны невооруженным глазом, что используется художниками часто и давно.
Начало моего вырезания - это игра, в которой содержится мощный элемент неизвестного, потому что никогда до конца не бывает ясно, что выйдет в результате. Потом я начала оглядываться вокруг себя, и везде я находила связь с бумажными вырезками, по крайней мере, в элементах природы и в том, что создал человек.
Эти первые вырезки, сделанные из листов бумаги, вырванных из тетради, были абстрактными. Когда на какое-то время я отошла от симметрии и сделала первые шаги в создании картин, мое мировоззрение изменилось, потому что важнейшим для меня оказался окружающий мир.
Досадным моментом было открытие, касающееся региона, в котором я выросла и жила. Оказалось, что в Западном Поморье не существует преемственности традиций народного искусства. Несколько энтузиастов, которые предприняли попытку найти ее следы, чтобы возродить традиции, потерпели неудачу.
Единственное, что мне удалось найти, это вышивка в Пыжице, которая характеризовалась специфическим цветом и дизайном. Поэтому я с завистью рассматривала доступные альбомы народного искусства из других регионов. Восхищалась цветом и композицией, но для меня это заканчивалось только просмотром изображений.
Большое впечатление произвела на меня выставка китайской вырезки из бумаги, показанная в Щецине. Эту выставку я посетила несколько раз и поняла, что мои работы более близки польским, чем любым другим.
Еще несколько лет назад я не имела понятия, какие работы в этой технике выполняются в мире и каков их уровень. Благодаря Интернету я испытали шок и восторг, увидев, что работ очень много и они прекрасны. Я рассматривала их до усталости и оставила это увлекательное занятие, потому что я теряла слишком много драгоценного времени.
Самым главным для меня остается изображение линий, форм, которые позволяют большему или меньшему количеству света проникать в отверстия, вырезанные из черной или белой бумаги.
Мои вырезки гораздо ближе к линогравюре и ксилографии. Сегодня обе эти дороги пересекаются, потому что, делая глубокую печать и линогравюру, я не знаю, что потом будет для меня важнее - вырезка или графика.
В моем вырезании были этапы с долгими перерывами, в которых я работала с тканью, выполняя аппликации, я рисовала пастелью и масляными красками. Но мои рисунки больше напоминали вырезки из бумаги.
После истощения замыслов и тем я возвращалась к вырезанию, а мой девиз - «сначала - это видно в работах - идти за линией».
Комментарии