Европейские вырезки в коллекции А.М.Петриченко: разнообразие видов.

Историко-художественный музей г.Домодедово (Россия, Московская область)

Ася Алексеевна Петриченко -
хранитель коллекции историко-художественного
музея г.Домодедово (Россия, Московская область)

   В историко-художественном музее города Домодедово Московской области, кроме историко-краеведческой и художественной, с 2005 г. развернута экспозиция по истории художественной вырезки народов мира. Эта представительная, яркая и единственная в России экспозиция основана на частной коллекции Алексея Максимовича Петриченко (1911-1996), выдающегося ученого-литейщика, доктора технических наук, академика Украины, заслуженного деятеля наук Украины.

Его коллекция - одна из крупнейших в мире и включает более 4 тыс. работ мастеров из разных стран. Однако уникальность собрания не только и не столько в большом количестве экземпляров, сколько в составе коллекции, содержащей образцы всех современных типов и разновидностей вырезок, работы вырезальщиков разных школ и направлений. Это позволяет в рамках коллекции проследить развитие искусства вырезки и сравнить приемы и методы вырезания, используемые в разных странах.

ГерманияДанияМексикаМонголия

  В собрании представлены работы, относящиеся ко всем трем группам, на которые принято делить вырезки по композиции - орнаметально-декоративные, сюжетно-предметные и силуэтные. Для Западной Европы наиболее характерными являются силуэтные жанровые изображения или пейзажи и иллюстративно-силуэтные вырезки,  т.к. с самого начала их использовали на религиозные и бытовые темы. В дальнейшем такими вырезками иллюстрировали книги, а в настоящее время они являются непременным атрибутом Рождества или Пасхи, например, в Скандинавии. Силуэтные образы почти всегда реалистичны, поэтому их изображение требует определенного владения рисунком.

   Искусство силуэта имеет свою специфику и законы, о чем пишет В.Панов в брошюре "Искусство силуэта: Советы начинающим" (М.2005,с.32): "Здесь нет вседозволенности, силуэт требует стилизованной композиции и одномасштабности, строгого отбора деталей и особого отношения к ритму. Одной из главных особенностий силуэта является требование изображать фигуры профильно". В нашем собрании имеются силуэтные картинки немецких мастеров, силуэтные рождественские украшения из Дании. Из отечественных мастеров можно назвать Виктора Николаевича Жукова (1928-1988, экономист, кандидат экономических наук из Москвы), создавшего около 2000 уникальных силуэтных миниатюр и сюжетных композиций.

КитайКитайКитайКитай

   В силу личных предпочтений А.М.Петриченко самую большую часть коллекции занимают орнаментальные и декоративные сюжетно-предметные группы, наиболее характерные для Восточной Европы. Их еще называют народными вырезками, т.к. они не только создаются народными мастерами, но и несут в себе четкие национальные черты. В отличие от силуэта, в народных вырезках не существует никаких ограничений, в них проявляется неисчерпаемая фантазия народных художников. Мотивы узоров из бумаги сложились под влиянием и в тесной связи с другими видами художественного творчества. Народные мастера, владеющие обычно различными ремеслами, свободно переносят узоры или их элементы из одного вида искусства в другой. Единство орнаментальной системы вытекает, скорее всего, из единого в прошлом источника узоров - знаков-символов, знаков-оберегов, которые до нашего времени не донесли своего первоначального значения, но, тем не менее, сохранились как определенный национальный штрих-код. В качестве яркого примера можно привести вырезки нанайской художницы Натальи Дигор. Стилизованное изображение морды тигра и орнамент повторяют резьбу на ритуальном камне - сэвэне, уходящую корнями в неолетическую культуру.

   В начале 80-х годов прошлого века наметились три пути развития искусства вырезания. Первый путь связан с народными мастерами, работающих в традиционных центрах вырезания; второй - творчество самодеятельных художников-любителей и третий - творчество профессиональных художников, которые ищут в искусстве вырезки возможность проявить свой талант в новой области.

   Магистральным путем выступает первый - творчество народных мастеров, как носителей старинных традиций, так и новаторов, создающих новые темы и образы, созвучные эпохе. Традиционная украинская школа представлена в коллекции работами Е.М.Гринюк и П.П.Липчук (с.Торговцы Ивано-Франковской обл.), А.В.Салюка (с.Саинки Винницкой обл.), М.А.Руденко (с.Слобода-Ярошевская Винницкой обл.) и В.Ф.Васильевой (Винница).

   У вырезок Евдокии Михайловны Гринюк (1913) и Прасковьи Петровны Липчук (1913) - наиболее архаичная форма орнамента, состоящая из непритязательных геометрических фигур, имеющих давние характерные названия - "ленточка", "волна", "стрелка", "косички", "лук", "завитки", "уголки", "клинья", "бараньи рожки", "ромбики", "листочки". В организации их элементов и мотивов основными являются ритм и симметрия.

Гринюк Е.М.Гринюк Е.М.Липчук П.П.

   Самая простая раппортная структура - одноосевая зеркально-симметричная, на основе которой строили традиционное Дерево жизни. Этот древний символ известен во многих странах от Мезоамерики вплоть до далекого Китая, и с языческих времен он в соединении с птицами, конями, фигурами людей имел ряд магических значений. Дерево жизни никогда не изображали реалистично, а таким же обобщенным символом, как и весь орнаментальный мир образов народного искусства. Мастер Александр Васильевич Салюк (1922) сделал основным мотивом своего творчества изображение именно Дерева жизни. В его творчестве композиция дерева представлена в нескольких усложненных, многофигурных вариантах - дерево с птицами, дерево с фигурками людей и животных, дерево с птицами и животными и т.д. Его вырезкам свойственна некоторая тяжеловесность, плотность, даже силуэтность, напоминающая просеченное железо, чеканные или кованые оклады сундуков, дверные петли и замки.

   Большинство вырезок Валентины Федоровны Васильевой (1900-1985) и Марии Авксентьевны Руденко (1915-2003) отражает богатство форм растительного и животного мира; выполнены они на основе народного вырезания с использованием зеркальной и центрально-осевой симметрии. Им присуща компактность, ювелирность и предельная графичность, кружевное исполнение рисунка, особая стилизация и богатая фантазия. Обе мастерицы создали сотни неповторяющихся вырезок, постоянно переходя в своем творчестве от растительных элементов к тематическим и сюжетным вырезкам на современные темы или как иллюстрации к народным песням, от ритмических хороводов к салфеткам с геометрическими узорами, от симметричных композиций к ассиметричным. У обеих важное место занимают разнообразные букеты в вазах, статично-декоративные, решенные на основе зеркальной симметрии, несомненно происходящие от мотива Дерева жизни.

Васильева В.Ф.Васильева В.Ф.Руденко М.А.Руденко М.А.

   Яркие представители и законодатели современной литовской школы - народные мастера Юлия Даниляускене и Ниеле Юренене (Вильнюс).

   

       

 

Вверх