І Международный пленэр по вытынанке

Автор:Галина Дудар
Член НСМНИУ,   г. Тернополь

        С 16 по 21 июля в живописном литовском селе Уогиняй (около Купишкисе), что в переводе на русский означает «ягодное», в музее Адамо Петрауско проходил I Международный пленэр по вытынанке «Karpiniota praetis» (в переводе с литовского «вытынанка и прошлое").

       В пленэре приняли участие 22 мастера из разных уголков Литвы (среди них - Rasa SlesoriunieneRasa Obolevičiūtė RainienėVirginija JurevičienėLaimute FedosejevaAlma Jaugelytė StugienėAlbina, MackevičienėGenutė BučiūnienėLina Kabelkaitė, Gita KolosovieneVilija Šmitaitė-Jurkuvienė, Egle Vindasiene Dvarionaite ) и 6 представителей Белоруссии, Украины и Польши. Польшу представляла Анна Вальчак, я (Галина Дударь) - Украина. Из Беларуси были Наталья Червонцев, Елизавета Червонцева, Констанция-Виктория Герасименко (дочь Натальи Червонцевой), Ольга Наливайко. Мы приехали по приглашению центра народного искусства Купишкиського района «Zidinys», которым руководит Виргиния Юревичене. Мы провели в Литве шесть замечательных, насыщенных дней в  компании приветливых, искренних, открытых, талантливых людей. Рассказать за один раз обо всем - это не рассказать ничего. Тема пленэра - «Рамки».

        Для каждого, кто принял участие в пленэре, он стал настоящей школой по обмену опытом в области такого замечательного искусства как вытынанка. Тема была выбрана не случайно. Ведь очень большое значение для оформления картин, фотографий имеет то, как они оформлены. Венцом пленэра должны были стать обрамленные мастерами старинные иконы и фотографии, хранящиеся в фондах музея Адамо Петрауско. То есть перед нами стояло очень ответственное творческое задание.

      Чрезвычайно интересным, даже трогательным было выступление мастера из Вильнюса Лаймуте Баняшюнайте - Федосеевой, члена Союза мастеров народного искусства Литвы. Она отметила, что искусство обрамлять картины пришло еще со средних веков. Часто рамка являлась продолжением картины, подчеркивала ее содержание..

        Если же поместить старые, потертые фотографии, образы, на которые кто-то когда-то молился, в рамки, они приобретают новую жизнь, и их не заменит никакая новая даже очень качественная фотография, новая картина.

      В советские времена профессионально этого никто не делал, часто это делалось подпольно, ведь царил атеизм, церкви на территории бывшего Советского Союза были закрыты, люди молились дома.

        Лаймуте вспоминает, как ее бабушка делала рамки сама для икон. Бумага всегда был дорогой, поэтому брали газету, отрезали белый край, склеивали их и составляли рамку и вытынали ее. Делали похожие рамки из бумаги, к слову, и белорусы и украинцы для украшения икон. Это были цветы из скрученной бумаги, из фольги и тому подобное.

       В Вильнюсе есть музей церковного наследия. И там хранится несколько картинок с вырезанными рамочками, точнее - сделанными в технике выбиванки.

 

    Замечу, что работы-витинанки многих литовских мастеров имеют кружевные рамки (Лаймуте Федосеева, Виргиния Юревичене, Альбина Мацкевичене, Rasa Slesoriuniene, и др.). Это является особенностью литовской школы вытынанки. Часто элементы вытынанки чрезвычайно мелкие, филигранные. Вырезают  свои работы как ножницами так и ножами.

      Литовские мастера щедро делились своими секретами с нами, помогали, советовали. Они - необычайные!

     Когда мы зашли в один из домиков музея, просто растерялись перед большим количеством старинных, уничтоженных временем образов. Выбрать было трудно. Мне даже было страшно, ведь я никогда не делала рамок, и поэтому, наверное, боялась, что у меня не получится. И тут я как будто почувствовала взгляд. Это была очень старая репродукция иконы с изображением Матери Божьей в лунном свете, который смотрит на ночной город сквозь облака. Она - моя. Идея, какой должно быть обрамление для этого образа, пришла сама.

     Затем оформляли старые фотографии. В них - трагическая история литовских семей, высланных из родных земель советской властью. Литовцы, как и украинцы, белорусы тоже подверглись репрессиям. Многие из них не вернулся из большевистских лагерей.

      Результатом нашей творческой работы была выставка из 60 образов, репродукций, старых фотографий, которые приобрели новый вид, получили новую жизнь, ведь каждая рамка была выполнена с любовью умелыми руками мастериц.

     Во время пленэра также была организована выставка работ мастеров которые были его участниками.

    Такие пленэры, встречи мастеров из разных стран, безусловно, имеют огромное значение. Это своеобразная школа обмена опытом, это взаимообогащение культур разных народов, имеющих много общего со своей историей. Следующая такая встреча планируется через три года - в 2021-м.

Вверх