Итоги 7 Международного симпозиума по искусству вырезания из бумаги "Художественное вырезание: прощайте традиции?"

Автор: Яворская С.Л. 

 

      8 октября 2018 года завершился 7 Международный симпозиум по искусству вырезания из бумаги «Художественное вырезание: прощайте традиции?»

      Симпозиум был задуман около 20 лет назад с целью объединения художников-вырезальщиков, педагогов, преподающих вырезание из бумаги, и ученых- искусствоведов вокруг уникальной коллекции художественных вырезок из бумаги художников разных стран, хранящейся в Домодедовском историко-художественном музее. Поддержку оказали: общественная организация «Международный клуб «Бумажные традиции», МБУК «Домодедовский историко-художественный музей», Вильнюсское отделение Союза литовских народных мастеров, Белорусский Союз народных мастеров, Организация израильских вырезальщиков, Общественная организация «Региональная Еврейская национально-культурная автономия Московской области», Благотворительный фонд «Джойнт».

     Участники симпозиума приносят благодарность сотрудникам Домодедовского историко-художественного музея:   Ирине Геннадиевне Чекмарёвой, Людмиле Васильевне Рясиченко, Людмиле Александровне Толковой, Анне Викторовне Ведешкиной - за гостеприимство и самоотверженную работу во время подготовки и проведения симпозиума, за большую помощь в разрешении организационных вопросов.

       Участники и организаторы симпозиума приносят также благодарность бригаде волонтёров, которые помогали в проведении симпозиума: Анастасии Лашкиной, Оксане Виштак, Наталье Кумалаговой, Дарье Медведевой, Виктории Чековой, Станиславу Новицкому. Симпозиум проходил в Домодедово и Москве. В программу входили доклады, выставки, мастер-классы, экскурсии, живое общение, знакомство мастеров друг с другом и даже музыкальные номера. В этот раз к нашему собранию присоединились художники, коллекционеры и любители вырезания из Германии (4 человека), Израиля (7 человек). Традиционными участниками были художники-вырезальщики из России – как из Московского региона - 26 человек, так и из самых отдаленных от него территорий - от Сахалина до Тюмени, Новосибирска, Твери, Санкт-Петербурга (7 человек). Приехали гости из Беларуси, Украины, Литвы. Всего зарегистрировалось 59 участников симпозиума, но на самом деле на его заседаниях побывало гораздо большее количество людей. К началу его работы был издан сборник материалов.

    Для многих  симпозиум начался накануне с экскурсии в царскую усадьбу Коломенское, которую провела Светлана Яворская. Участники  побывали в музее и увидели памятники русской архитектуры XVI-XVII веков.

    В дни работы симпозиума в залах музея была развернута временная выставка произведений участников, на которой каждый продемонстрировал свои последние творческие находки. Многие из этих работ были затем  подарены в собрание Домодедовского музея. Таким образом, те, кто приехал в Домодедово не в первый раз, смогли увидеть заметный творческий и профессиональный рост каждого участника. В седьмой раз проходили обязательные мастер-классы, которые традиционно продолжались в свободное время в гостиницах, где жили участники форума.

    Открывала заседания 5 октября выставка самобытного сахалинского художника, эвенка по национальности - Семёна Надеина, которую привезли и представили супруги Калинины – Маргарита Алексеевна и Валентин Валентинович из Костромы. Этот мастер вырезал свои композиции на национальные темы из рентгеновской плёнки.

        Ирина Геннадиевна Чекмарёва, директор Домодедовского музея, приветствовала участников симпозиума.

    Она  уступила место инициатору проведения этого форума Асе Алексеевне Петриченко, которая говорила о своём представлении дальнейшего пути развития искусства вырезания из бумаги. Она отметила, что глубоко народных традиций в Европейских странах у этого искусства не было. Современное обращение к традиционным темам художников-вырезальщиков скорее является источником их творческого воображения и базой художественного воспитания.

    Светлана Яворская в своём докладе «История, традиции и современные тенденции художественного вырезания из бумаги в Восточной Европе» говорила о древности этого искусства, бытовавшего в Москве уже 500 лет назад. В то время бумага была привозная и доступна только самым высокопоставленным особам. Поэтому так называемой народной «вырезанки» не существовало. Ставшие сегодня известными старинные русские памятники вырезания из бумаги были представлены автором на подготовленной специально для симпозиума выставке в виде копий. Все могли увидеть изощренные рамки для завес - шелковых прокладок в рукописных книгах XV-XVII веков  богословского содержания. А также имитации бумажных кустодий, которые накладывались на восковые печати важных особ, чтобы они не стирались от прикосновения рук. Края этих бумажек часто представляли собой настоящие резные кружева. Такая небольшая выставка позволила участникам непосредственно прикоснуться к древнейшим памятникам вырезания в Европе и России и увидеть воочию технику исполнения и художественное качество этих миниатюр. Буквально все приёмы изготовления – вырезание ножами и ножницами, тиснение по бумаге, раскрашивание, многослойные композиции, а также различные способы применения вырезок – всё это было освоено достаточно давно и в искусстве вырезания из бумаги стало традиционным. Поэтому расцвет искусства силуэта в России во второй половине XVIII века был по сути подготовлен предыдущими веками.

    Именно об истории европейского вырезного силуэта «Вырезной силуэт – краткая история» рассказала на Симпозиуме прекрасный художник- вырезальщик Бригитта Шпрингманн, показавшая прекрасные памятники традиционного для Германии искусства вырезного силуэта, которое остаётся довольно популярным и в настоящее время. В стране активно действует союз художников-вырезальщиков и издаётся журнал «Черное на белом». Оксана Рубцова, приехавшая вместе с Бригиттой из Германии, переводила доклад.

      Постоянный участник симпозиумов – один из лучших художников Литвы – Лаймуте Федосеєва-Бенещюнайте рассказала о настоящей народной традиции декорирования святых картинок и фотографий ажурными рамками из бумаги. Она считает это одним из самых впечатляющих средств эстетического самовыражения литовского народа, актуальных и востребованных в новую эпоху  поисков национальной идентичности.

 

    Личным опытом соприкосновения и вхождения в это искусство поделилась Лидия Клем из Израиля. Она говорила о том, как именно вырезание из бумаги, знакомство с еврейской традицией помогло ей укорениться в национальной теме в творчестве и в жизни.

    Андрей Нечаев и на этом симпозиуме продолжил представление своей уникальной коллекции бумажных кукол, которыми играли в его семье с начала XX века: «Игра четырех поколений».  Художник показал целые комплексы игр с этими куклами и весь день вырезал силуэты. Андрей Нечаев – один из немногих практикующих силуэтистов в современной России.

    Людмила Ярославцева, рассказывая о трудностях в творчестве вырезания, непрерывно вырезала портрет одной из участниц симпозиума в своей неповторимой манере, чем полностью захватила внимание всех присутствовавших.

    Инна Липилина, биолог, опытный художник-вырезальщик, поделилась секретом создания бумажных силуэтных фонарей как тематических эксклюзивных подарков и ещё раз показала фантастические возможности вырезания.

     Надежда Шереметьева из Санкт-Петербурга, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, использует опыт вырезания из бумаги как вспомогательную технику для достижения результатов урока. Она прочитала доклад «Примеры практического применения вырезок при работе с детьми-сиротами».

     Инна Шабунина из Новосибирска, как всегда, продемонстрировала блестящее методическое пособие для педагогов, которые захотят в своей практике прикоснуться к этой технике: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения художественному вырезанию. Вопросы преподавания». Педагог и художник, она говорила о широких возможностях использования искусства вырезания на творческих занятиях, посвященных разным темам и особенно темам народной культуры, например, календарному циклу.

 

      Этот доклад пересекался с темой сообщения Татьяны Сушковой из Тюмени «Сакральный смысл народного славянского орнамента», во время которого многие слушатели всерьез задумались о сакральных смыслах «народных прикрас» - орнаментов, которые встречаются в текстиле и резьбе, в разных памятниках народного искусства. В перерывах между докладами все мастера рассматривали небольшую выставку, которая развернулась в залах музея. В ней были представлены работы практически всех участников симпозиума.

    Бригитта Шпрингманн показала свои изящные композиции на темы растений, в каждой из которых безошибочно угадывается прототип. Это почти тень от сухой веточки из гербария, но все они лишены случайных штрихов и имеют законченную художественную форму. 

     Анна–Мария Шлеммер дарила открытки с миниатюрными невероятно выразительными образами.  Наоми Шапира представила иллюстрации к своим книгам, в которых её творческая индивидуальность проявляется особенно выразительно.

      Рина Биран привезла несколько многоцветных и многослойных вырезок в той технике, которую она стала использовать недавно. Как объяснила художница, она на черный фон наклеивает многослойную цветную аппликацию, а потом только вырезает лишние черные поля. Таким образом, под яркими вырезками остается тонкая граница черного тона, что делает цвет её композиций ярче и выразительнее.

       Лидия Клем показала большое полотно, которое потом поедет на Рождественскую выставку вырезания в Саратов. Шломит Пелес представила свои замечательные  в своей простоте работы, а Яэль Дикман- Верцман показала сукку- традиционный образ шалаша, который вырезают на праздник суккот.

      Как всегда, много новых работ на различные темы привезла Валентина Слюнченко из Минска.

     Её соотечественница Анна Перлина сделала небольшую выставку традиционных белорусских квадратных композиций – размышлений на темы мандалы, - изящных и многоцветных.

 

      На выставке были представлены несколько многослойных композиций Наталии Гусейновой из Мытищ. Инна Липилина продемонстрировала свои особенные круговые композиции с разнообразными животными,  которые мы по аналогии называем «снежинками», и несколько исключительного качества силуэтных фонарей.

    Инна Шабунина привезла свои новые искания в стиле народных вышивок различных регионов  России.  

   Татьяна Яворская выставила несколько характерных для своего творчества ангелов. 

     Лаймуте Федосеева сделала несколько новых прочтений древа жизни и показала традиционные резные обрамления фотографий.  Эдита Мешконене- изящные символичные композиции, построенные на повторении изобразительных приёмов, и оттого особенно символичных.

   Валентина Вильчинская показала многослойные трёхмерные аппликации «на плоской панели", которые создают полную иллюзию рельефа.

    Татьяна Сушкова привезла традиционные для этого автора белые букеты на разнообразных фонах. Их простые силуэты без лишних деталей почти символичны. 

       Маргарита Шпунтова показывала свои небольшие, но очень выразительные архитектурные сюжеты. Татьяна Столярова представила несколько раскладных открыток с архитектурными мотивами и свою книгу о технике «Архитектурного оригами», практическую необходимость которой быстро оценили все участники симпозиума. Ирма Бараускайте-Климкене продемонстрировала размышления на тему вырезной фигурной литеры и декоративные и одновременно символичные композиции с парными птицами.

      Анна-Мария Шлеммер из немецкого Гамбурга показала спектакль силуэтного теневого театра «Педро и Луна». Это небольшое, завораживающее действо она создала сама полностью – замысел, декорации, куклы и музыкальное сопровождение. Весь спектакль помещается в большой дорожный чемодан, который, судя по наклейкам, объехал сотни городов мира.

 

       На спектакле присутствовало много детей – учеников Домодедовского экологического Центра, которые после спектакля получили возможность рассмотреть вблизи декорации и кукол теневого театра и узнать, как всё это делается. Через некоторое время начался большой мастер-класс, который давали разные художники, и все дети и взрослые сели за столы и принялись увлеченно вырезать.

     После перерыва заседания симпозиума возобновились докладом Валентины Вильчинской, которая совершила самое долгое путешествие на симпозиум: она прилетела с Сахалина и провела в самолёте более 8 часов. Этот факт очень долго осмысливали наши немецкие и израильские гости. Валентина много занимается разными видами творчества, в том числе и вырезанием из бумаги. Кроме нескольких работ для выставки, она привезла интересный рассказ о «Бумажных традициях Страны Восходящего солнца». Он был полон неожиданностей и открытий для европейцев.

     Ингрид Янсен из Германии показала презентацию на тему «Краткая история и разнообразие китайского силуэта». Ингрид – коллекционер, в её коллекции несколько тысяч китайских вырезок. Она частый гость на выставках и в мастерских китайских художников.

     Анна Перлина  в своем сообщении «Сохранение традиций белорусской вытинанки в Миорском районе Республики Беларусь; исследовательская работа: "От бабушки к внучке", затронула самую больную тему сегодняшнего постсоветского пространства – умирающие деревни, брошенные дома, в которых ещё можно увидеть вырезные бумажные занавески-фиранки… Но в то же время исследователь с надеждой смотрит в будущее народных традиций и прилагает все усилия для их сохранения, в том числе – традиции белорусской народной вытинанки.

      Второй доклад Лаймуте Бенещюнайте-Федосеевой – «Мультимодальная коммуникация. Вырезание из бумаги – мультимодальность изображения» – касался сложных теоретических вопросов поликодовой системы вырезки как произведения искусства, как художественного текста и носителя множества смыслов, служащего межкультурной и межличностной коммуникации.

    Наталья Гусейнова из Мытищ, преподаватель художественной школы с архитектурным уклоном « Архимед» - и участник выставки, рассказала о практике вырезания из бумаги и картона в художественной школе на разных этапах обучения. А также -  о большом проекте школы - конкурсе «Эта волшебная бумага», в котором среди номинаций есть вырезные композиции, рваная аппликация, объёмные композиции и другие техники работы с бумагой. Ольга Дёмина, педагог из Москвы, говорила о работе с детьми с особенностями здоровья в технике вырезания из бумаги.

     О своём опыте работы, своих творческих поисках  и достижениях в этой технике говорили художницы из Литвы Ирма Бараускайте-Климкене и Эдита Мешконене.

     Третий день Симпозиума, 7 октября, прошел в Москве, в Синагоге на Большой Бронной и Еврейском культурном Центре им. Ральфа Гольдмана на Никитской. Он в основном был посвящён большому проекту «РЕЙЗЕЛЕ. Искусство вырезания из бумаги в еврейской культуре. Традиции и современность», проекту сохранения и распространения еврейской традиции вырезания из бумаги. Руководители и организаторы фестиваля «Рейзеле» : Елена Осипова – профессиональный художник-график, дизайнер, член творческого союза художников России, Екатерина Иванова – руководитель Общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия Московской области» и Татьяна Яворская – искусствовед, член организационного комитета. День начался с экскурсии по синагоге.

  Руководство Синагоги любезно предоставило  возможность провести заседания симпозиума в одном из залов, что свидетельствует об общей заинтересованности еврейской общественности в этом проекте.

       В холле, зале заседаний и рекреационных зонах была организована выставка фестиваля «Рейзеле», которая некоторым образом подвела итог этого длительного и плодотворного проекта.

      Экспозиция за несколько лет серьезно выросла и в количественном и в качественном отношении. Она пополнилась выставкой на тему мирового древа, вырезными розетками - «рейзеле» - сделанными на мастер-классах в Орловской синагоге и других местах, оставленными организаторам в подарок и благодарность. Прекрасным дополнением стала серия круговых композиций на тему «Семь священных растений Израиля» Светланы Яворской и её учеников- Софьи Тагнер, Елизаветы Силамикель, Екатерины Государевой, мусульманок Гульзар и Туркай Ахадовых.

      С рассказом о проекте Рейзеле выступила один из его организаторов Олеся Осипова. О многочисленных выставках фестиваля, их художественных особенностях, участниках и достижениях рассказала Светлана Яворская. Они прошли в десятках городов страны: Пскове, Сергиев-Посаде, Пушкино, Курске, Орле и других городах и всегда сопровождались мастер-классами. Итогом проекта передвижной выставки стала большая экспозиция в Российском культурном центре в Тель-Авиве. Именно тогда  все поняли, насколько эта идея была актуальна. Ведь и в самом Израиле ещё недавно это искусство было почти забыто и его пришлось возрождать заново. Сегодня в этой традиционной технике работают десятки профессиональных художников и есть объединение художников-вырезальщиков, руководитель которого Рина Биран и директор Наоми Шапира также присутствовали на открытии выставки в Тель-Авиве.

        Наши израильские коллеги с радостью отозвались на приглашение стать участниками Симпозиума, и в Москву приехали Наоми Шапира (Shapira), Лидия Клем (Clem), Шломит Пелес (Peles), Яэль Дикман-Верцман (Dickman-Vertsman), Айя Села (Sela), Майя Гельман (Gelman). Художники привезли с собой вырезные работы, некоторые из которых теперь вошли в коллекцию Домодедовского музея.  Айя Села, сестра Наоми, погрузила нас в радостные переживания народной культуры - познакомила участников симпозиума с еврейскими песнями.

      С помощью Лидии Клем она составила большой хор из участников симпозиума, который с удовольствием пел национальные песни. Андрей Боровский, известный культуролог, выступил с увлекательным докладом "Еврейская вырезка "мигзарот": новые грани возрождённой традиции", который перекликался с главной задачей фестиваля и симпозиума.

      Художник-вырезальщик из Минска ( Беларусь) Валентина Слюнченко говорила о своих композициях по еврейским праздникам и своём видении этой темы.

      Валентина многие годы преподаёт в Еврейском культурном центре "Эмуна", где многие её ученики приобщились к искусству вырезания из бумаги. Наоми Шапира (Naomi Shapirа) продемонстрировала ещё одну грань своей деятельности и презентовала  книгу «Вырезание из бумаги в еврейской традиции», тексты которой были специально к симпозиуму переведены на русский язык. В этом случае «Бумажный мост», который выстроила Наоми, может оказаться прочнее бетонного.

    Завершил работу национальной сессии 7 симпозиума концерт еврейской Музыки Айи Села и Лидии Клем, в заключении которого все присутствовавшие  пели «Хава нагила».

     Это был последний день работы Симпозиума, и Светлана Яворская подвела его итоги.Наше собрание было как никогда многолюдным (только зарегистрированных участников симпозиума было 59), и длительным (оно длился в общем 5 дней), и продуктивным. К нашему движению присоединились художники Израиля и Германии. Нам удалось организовать и провести в рамках симпозиума три выставки. И две из них посвященные национальным традициям. Три дня работы подарили радость общения с единомышленниками и знакомство с новыми друзьями. Кафедра была предоставлена художникам, педагогам, искусствоведам, которые делились своими открытиями, впечатлениями, идеями. Живое общение продолжалось на мастер-классах, которые проходили и после окончания заседаний. Следующий день, понедельник 8 октября, был днём расставаний. Но перед прощанием все, кто пожелал, имели возможность  совершить небольшую экскурсию по Московскому кремлю и посмотреть все его соборы.Участники  смогли как бы  прикоснуться к основам русской культуры. Экскурсию провела также Светлана Яворская.

     Так очередной - Седьмой - симпозиум последовательно проводил в жизнь главную идею нашего движения – объединение художников разных стран вокруг уникальной, единственной в мире изначально интернациональной коллекции, хранящейся в Домодедовском музее, и сохранение национальных традиций искусства вырезания из бумаги уже не только в России, Беларуси, Украине, Литве, но и в Израиле и Германии...

Вверх