Выставка Лаймуте Федосеевой в Москве

Автор: Светлана Яворская

    В конце апреля в Литовском культурном центре имени Балтрушайтиса открылась выставка члена Союза народных мастеров Виленского края, сертифицированного народного мастера – одного из лучших художников-вырезальщиков в Литве Лаймуте Федосеевой «Литва – Древо жизни».

    На открытии присутствовали: Советник-посланник, заместитель главы представительства Гедрюс Галкаускас, Председатель Союза народных мастеров Виленского края Рамуте Крауялене, коллекционер вырезок – Ася Алексеевна Петриченко, а также множество любителей литовской культуры и художников-вырезальщиков из Москвы, Твери, Мытищ.

    Союз народных мастеров Виленского края постоянно сотрудничает с Домодедовским историко-художественным музеем и детским экологическим Центром, начиная с Первого международного симпозиума по искусству вырезания из бумаги, который состоялся в Домодедово в 2006 году и на котором присутствовала Рамуте Крауялене. Лучшие художники-вырезальщики Литвы предоставляют свои работы на все выставки, организуемые  Домодедовским музеем и Светланой Яворской. И, конечно, Лаймуте Федосеева всегда откликается на подобные просьбы и предоставляет не только свои работы, но и работы своих учеников.

     В присутствии представителей посольства Светлана Яворская вручила Председателю Союза народных мастеров Виленского края Благодарственные письма директора Саратовского государственного музея им. Н, Радищева Л. Калининой и Директора АНО "Пространство культуры Тверская 15» Т.Тульчинской, дипломы последних выставок, в которых участвовали члены Союза.

     В Саратове накануне католического Рождества 2018 года открылась выставка "Бумажное Рождество. Светлана Яворская, друзья и ученики", а уже 1 марта 2019 года на Тверской улице в Москве "...и Древо жизни посреди рая...". Наше многолетнее сотрудничество продолжается.   Впереди выставка вырезок в Орловском художественном музее.

     Известно, что у Лаймуте Федосеевой за годы её творческой жизни прошли десятки персональных выставок в Литве, России и других странах, но в Москве эта выставка - первая. На открытии Лаймуте говорила об идее этой выставки, которая вызревала в её творчестве постепенно. Во-первых, художница часто вырезает деревья, это один из излюбленных её мотивов. Во-вторых, «Древо – как Древо жизни, Древо познания, Семейное или родовое древо, Древо жизненного пути» - один из архаичных мотивов в культуре разных народов. В -третьих, именно в вырезании из бумаги Древо – очень востребованный сюжет, особенно в симметричных композициях. И может быть, именно в вырезании этот мотив носит ярко национальный характер. Литовцы сами себя называют столпопоклонниками, значит, - древопоклонниками. Древо всегда и везде присутствует в их жизни. С этим образом мы встречаемся в литовских народных росписях, в образах процветших крестов.

      В эпоху утраты национальной идентичности художники, остро чувствуя недостаток внимания к основам культуры, - берут на вооружение народные мотивы и используют их в своих произведениях.

     Деревья Лаймуте Федосеевой – особые. Причудливые переплетения ветвей скрывают какую-то необыкновенную историю. То в густой кроне прячутся райские птички, гнёзда, Берегиня, … то мудрая сова, кот, стрекоза… Иногда ствол дерева превращается в лесовика. Эти вариации нескончаемо многообразны, но всегда в них узнаётся рука автора.

     Ещё одна любимая тема Лаймуте – ангелы. Она, наверное, вырезала тысячи ангелов,  и, кажется, что уже не может быть придумано ничего нового. И вот – ангел на велосипеде спешит на помощь, а другой – пролетает по небу со связкой колокольчиков. Вырезки наклеены на прекрасные фотографии, которые очень выгодно подчеркивают смысл композиций.

     Несколько лет назад в Вильнюсе прошла выставка «Циклическое (не)постоянство». Главным мотивом её  тогда были спирали, улитки. И вот вновь Лаймуте сделала для нас работу – портрет дочери Ромуальды с прической в виде большой спиральной раковины, в витках которой спрятаны все увлечения Ромы. Улитка как лабиринт – один из архитипических мотивов культуры. Лаймуте разрабатывает его, не столько упражняясь в новых декоративных вариациях, сколько погружаясь в смыслы архаичной символики.

    Художник всегда находится на самом гребне творческого поиска. Это положение пронизывает все  работы нервной звенящей нотой неподдельной искренности. Она смело погружается, окунается, как в омут с головой,  в новые темы и не отпускает их после первых удачных экспериментов, а стремится освоить до глубины, сделать своими, лично выстраданными.

  Так происходит с ещё одной темой работ Лаймуте – вырезными рамками для фотографий, которые довольно давно стали традиционным литовским приёмом декорирования и национальным видом вырезания из бумаги. Но Лаймуте вновь и вновь обращается к этому минималистичному по выразительным средствам и смыслу жанру. И вот на открытии выставки, рассматривая рамку,  я вспомнила, что первые из известных сегодня памятников искусства вырезания из бумаги – рамки для завес из Тверского сборника, хранящегося в Тверском государственном архиве. Этот рукописный сборник был сделан в Москве в последнее десятилетие XV века, и, как оказалось, до сих пор эта тема жива.

    Конечно, о каждой работе мастера можно говорить много, но лучше один раз увидеть.

    Сегодня мне хотелось бы сказать о главном в творчестве и жизни мастера: Лаймуте постоянно преподаёт искусство вырезания, проводит мастер-классы, семинары…. И при этом всегда старается пропагандировать именно литовские национальные традиции.

    Радостно, что художник,  так активно работающий, находит время ещё и на то, чтобы делать книги. В 2018 году вышла очередная книга Лаймуте, которую она также представила в Москве – «Глаза боятся - руки делают. Вырезка из бумаги», в которой показаны работы последних лет.

    И ещё две большие темы,  представленные на выставке в Москве, – сакральные вырезки и «Тропы жизни». В первой автор смело и прочувствованно погружается в сложнейшую тему христианского искусства – тему Страстей Христовых. И второе интересное направление  поисков – «Тропы жизни». Это работы необычного формата – по несколько метров длинной, - вырезки, которые демонстрировались на выставке подвешенными высоко под потолком и разложенными на специальных подиумах.

     Лаймуте – великая труженица. Ведь на эту выставку она практически не привезла работы прошлых лет – все новые. И открытие выставки в Москве выглядело не как финал определенного этапа жизни и работы, а, скорее, как предстартовое состояние перед новым рывком в неизведанное.

     Мне хочется специально сказать о муже Лаймуте – Дмитрии, который всегда её поддерживает, помогает ей справляться и с житейскими трудностями, и с издательскими проблемами, помогает ей  жить и творить.

Вверх