Мастера петриковской вытынанки


 Елена Харченко
 Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

 Не только в Украине, но и далеко за её пределами известны мастера с.Петриковка Днепропетровской области своей красочной, виртуозно выполненной декоративной росписью. Этот край является также центром не менее яркого и распространенного вида украинского народного искусства – петриковской вытынанки.

  Село Петриковка (ныне пгт.) – центр Петриковского р-на Днепропетровской обл.(осн. в 1772 г.) расположилось на месте, где река Чаплинка впадает в русло Орели. Другие близлежащие населенные пункты (пгт. Царичанка – центр Царичанского района (осн. в 1604 г), село Радянское и др.) также находятся на территории, по которой протекает Орель. Поэтому весь край называется Приорелье.

      Считается, что народная бумажная вытынанка как декор сельских хат берет начало с середины ХIХ века независимо от двух предшествующих ей видов художественной вырезки – писарских кустодий и дворянских вытынанок – силуэтов [1.С.120 ].

      Как шел процесс освоения народной символики, принципов жилищного декора, сейчас сказать трудно. Поскольку петриковская вытынанка по своим художественным особенностям близка к традициям местного рисования, можно предположить, что оба вида народного творчества в Приорелье имеют близкие истоки. Одни авторы устанавливают непосредственную связь петриковского рисования с декоративно-прикладным искусством времен казачества [2 .C 17. ] .

      Другие исследователи [3.С.10 ] аргументированно доказывают, что принцип жилищного оформления заимствован петриковчанами у переселенцев из Восточной Украины, где стенопись в 1860-х годах тяготела к отображению конкретных растительных мотивов.

      Настенная роспись, получившая распространение к середине ХIХ века в селах Приднепровья, не могла не повлиять на возникновение и развитие бумажных украшений в интерьере украинской хаты. Бумажный декор сосуществовал с рисованным, дополняя его. Старожилы сел Петриковка и Царичанка вспоминают, что бумажные украшения в интерьере хаты были составной частью росписей, дополняя цветочные композиции. Роспись, выполненную на бумаге (малевку), обычно вырезали по внешнему контуру и наклеивали на печь.

      Вытынанки могли даже вытеснять роспись, поскольку их легче и быстрее изготовить, проще поменять отдельные элементы композиции. Искусствовед Наталия Глухенька отмечает, что петриковцы украшали камин печи росписью и вытынанками, и допускает, что именно вытынанки могли быть прототипами «малёвок» - декоративных рисунков на тонкой белой бумаге, которые пришли на смену настенному рисованию в оформлении интерьера хаты [2.C. 20].

      Вытынанки, как и малёвки, имели устойчивую композиционную структуру. Им присуща чаще всего двойная (зеркальная) симметрия. Основным мотивом петриковской вытынанки является Дерево жизни. К разновидностям мотива «дерева» относится ряд цветочных композиций: «ветка» (укр. «галузка»), «соцветие" (укр. «суцвіття»), «кисть» (укр. «китиця») «букет», «вазон», «цветок» (укр. «квітка»). Другие композиционные схемы также любимы петриковскими мастерами: «венок», «фриз» (укр. «бігунець»), «ковер», "полотенце" (укр «рушник»), «пейзаж». Реже встречаются жанровые композиции, включающие стилизованные фигуры людей и животных.

      Выполненные из цветной бумаги вытынанки наклеивали на стену, придерживаясь традиционных правил размещения в интерьере: широкая доминирующая полоса вдоль матицы потолка и узкие фризы по балкам и карнизам камина печи. Кульминация интерьера – печь, на «зеркале» которой размещалось символическое дерево жизни в различных его вариантах.

      Возникает вопрос: почему именно растительный орнамент был представлен в оформлении сельских хат в Приорелье? Думается, что пышная украинская природа вдохновляла народных мастеров на творческие поиски форм и композиций. Искусствовед Роман Селивачов в связи с этим отмечает: «Для украинской ментальности растение всегда было наглядным полисемантичным символом… - Вербное воскресенье, зеленая Троица, медово-маковый Маккавей, виноградно-яблочное Преображение» (4.С.35). Украшенные вытынанками и росписью, сельские дома в народе называли не иначе как «поквітчана хата», «празникова хата». В Петриковке даже бытовало выражение, что в красиво украшенной хате – «как в церкви». Известный мастер петриковской росписи Ф.С. Панко, вспоминая историю родной Петриковки, рассказывал, что если дом у хозяйки не был украшен, то с ней даже не здоровались. А если хата была красиво «уквітчана», о хозяйке говорили, что она «чепурушка». Самые красивые вытынанки служили для украшения церквей.

      Традиция украшать жилище вытынанками не прерывалась в Приорелье никогда, переживая периоды расцвета и относительного упадка в своем развитии. Особенно востребованной была вытынанка в конце ХIХ – первой трети ХХ ст. Об этом свидетельствует наличие бумажных украшений петриковского образца в музейных коллекциях Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Никополя и других городов Юго-Востока Украины.

      Бумажными ажурными «фіранками» (Занавесками) приорельцы украшали полки для посуды, размещали их над окнами, в простенках между окнами, обрамляли ими двери. Позже стали изготавливать бумажные «рушники» (полотенца) по образцу тканых, декорируя их по краям прорезными узорами, «резали» ажурные салфетки. В эти годы не угасал интерес к народному искусству вытынанки на уровне «изобразительного фольклора» [3.С. 37]. Прорезные шедевры из бумаги создавались, как правило, в долгие зимние вечера на вечерницах, куда сходились молодые женщины и девушки. Таким образом, творческий процесс изготовления вытынанок носил коллективный характер.

      В 40-е годы ХХ века наблюдался спад интереса к этому виду декоративно-прикладного искусства. Новый этап развития наметился в 50-60-е годы, когда петриковская вытынанка постепенно становится выставочным экспонатом. Она имеет свои особенности, которые отличают изделия мастеров Приорелья от образцов других известных центров распространения вытынанок на Украине – Прикарпатья, Подолья, Буковины.

      Петриковская вытынанка представляет собой, как правило, масштабное произведение народного искусства, орнамент и композиция которого составлены из отдельных элементов, вырезанных из бумаги (цветов, листьев, плодов, птиц и др.) и объединенных между собой в единое целое.

     Петриковская вытынанка всегда составная и полихромная. В ней могут присутствовать и накладные элементы. Особенно любима петриковскими мастерами композиция с птицами: петухи, голуби, павлины, фазаны, индюки, удоды, кукушки, воробьи и другие представители пернатых изображаются в стилизованной форме. Иногда мастера «вытынали» многофигурные бытовые сцены: свадебный поезд, танец, ярмарку.

     Одними из первых стали выставлять свои вытынанки в залах музеев такие мастера старшего поколения, как Надежда Тимошенко, Надежда Белоконь, Ирина Пилипенко, Пелагея Глущенко, Василий Вовк, Татьяна Пата

     Н.А. Белоконь – мастер народного творчества Украины (1936), член Союза художников СССР(1962). Техникам вытынанки и росписи научилась у матери, а вдохновляла ее природа родного Приорелья, которую юная Надийка очень любила. С 12 лет она начала помогать матери украшать хату росписью и вытынанками, а с 14 лет уже зарабатывала своим творчеством на жизнь. К рисованию и вытынанию впоследствии она приобщила своего мужа, его мать, своих подруг Арину Пилипенко и Надежду Тимошенко. В Н.Белоконь сохраняла местные традиции вырезки из бумаги, с легкостью создавая растительный мир на свой лад, находя новые формы стилизации. Именно поэтому и малевки, и вытынанки Н.Белоконь предельно декоративны. Мастерица изобрела свой собственный жанр - «свадебный поезд», воплощая в нем ту многоцветную, веселую Украину, которая была так близка ее сердцу.

      Н.М.Тимошенко училась рисованию и вытынанке у матери и у своей подруги Н.Белоконь. В технике вырезания она видела еще одну возможность для творческого самовыражения. Художница часто сочетала вытынанку с росписью. Таким образом выполнена работа «Квітка » (1963, рис.1). В основу композиции положен традиционный мотив «букета». При всей пластичности веток и листьев автором выдержана достаточно строгая симметрия, что редко бывает в петриковских росписях.

      Одной из старейших мастериц петриковской вытынанки является И.И.Пилипенко. Работа «Квітка у вазоні» (1963, рис.2) выполнена в технике красочной петриковской вытынанки. В работе использована традиционная симметрия, вместе с тем колорит и общая схема расположения элементов композиции близки к росписи.

         Рис. 1  Н.Тимошенко            Рис.2   И.Пилипенко              Рис.3  П.Глущенко

      Творческое наследие П.И.Глущенко, заслуженного мастера народного творчества Украины, - неотъемлемая часть Петриковской художественной школы. С детства она стремилась посвятить свою жизнь искусству, но судьба сложилась так, что только в 1937 году, когда Пелагее Ивановне шел уже 31-й год, ее мечта осуществилась. Она становится ученицей Киевской школы народных мастеров и вскоре выделяется среди других своим талантом. Весь творческий запал художница вкладывала в станковые росписи и вытынанки. Она не делала никаких эскизов, а план будущей работы вынашивала в воображении, и, когда он вызревал, переносила его на бумагу, не допуская никаких исправлений или переделок [5.С.11]. П.Глущенко сознательно ограничивала себя одной-двумя композициями («цветок » , «фриз»), направляя свой творческий потенциал на выявление бесконечных вариантов цветочно-орнаментальных мотивов.

      В начале 70-х годов строгая симметрия в ее работах заменяется асимметрией, цветовая гамма становится не такой контрастной, более мягкой, часто вместо белого фона используется цветной. Одна из ранних работ «Жоржини» (1964, рис.3) показывает новаторский подход художницы к композиции. Поражает четкая зеркальная симметрия, геометрическая строгость. Цветы изображены не в анфас, а профильно, что не было характерно для традиционной петриковской вытынанки. П.Глущенко плодотворно работала в оформлении книг и в создании эскизов для тканей. Ее работы хранятся во многих музеях Украины.

      Ярким мастером петриковской вытынанки 70 – 80-х годов прошлого столетия является А.И.Гречанова. Создавая свои композиции по мотивам «вазонов», «букетов», «цветов», она часто демонстрирует свое авторское видение композиции, используя асимметрию орнаментальных форм и цветовых пятен. Наряду с орнаментальными вытынанками есть у А.И.Гречановой и тематические произведения с фигурами людей: «Хлібороби»(1976), «Весілля» (1980), «Дружная семейка»(1980), «Богдан Хмельницький»  и др. (рис. 4). В них гармонически сочетаются обобщенные  фигуры людей с растительным орнаментом. Эти произведения отличаются особенной эмоциональностью, поэтическим осмыслением мира.

                                                  Свадьба                      Дружная семейка

                                             Хлеборобы                     Богдан Хмельницкий 

                Рис.4 (Из коллекции Запорожского художественного музея)

      Дочь А.И.Гречановой Н.А.Авдеенко также является известной мастерицей петриковской вытынанки. В своих работах она нередко использует цветной фон, органично сочетая его с обобщенным колоритом вырезанных элементов (рис.5).

                                                                     Рис.5   На Ивана Купала

      В 90-е годы, после приобретения Украиной независимости, на государственном уровне стали уделять больше внимания всем видам народного искусства, в том числе произошел новый всплеск интереса к художественной вырезке из бумаги. Появились новые имена мастеров традиционной петриковской вытынанки.

    Среди них особо значимым является имя ученицы Н.А.Авдеенко - члена Национального Союза художников Украины, мастера традиционных народных промыслов (1996), отличника народного образования Украины Людмилы Владимировны Бабич. С 1980-х годов по 2000-й год она увлеченно работала с детьми разных возрастов, обучая их секретам изготовления традиционной петриковской вытынанки при Царичанском Доме школьников. А в 2002 году Людмила Владимировна возглавила творческий коллектив народной студии «Петриківська витинанка», которая объединила около 20 мастериц.

    Рис. 6                        Рис. 7                       Рис. 8

      Программа студии ставит цель - воспитать у членов коллектива любовь к Приорельскому краю, привить интерес к его истории, культурным традициям и обрядами приорельцев. Программа предполагает также ознакомление учащихся с основами композиции, ритмом, формой и цветом изобразительных мотивов традиционной петриковской вытынанки, овладение инструментами и материалами. Занятия в студии проводятся 3 -4 раза в неделю. Студийцы изучают историю Приорелья (тема занятия «Моя земля – земля моїх батьків»), особенности стилизации местной флоры для использования полученных знаний и навыков в своих композициях.

   Некоторые члены студии работают под руководством Л.В.Бабич болем 20 лет. Среди них необходимо отметить участников, подтвердивших свой высокий уровень мастерства статусом члена Национального союза мастеров народного искусства Украины. Это Валешина Маргарита Генриховна, которая является членом студии с 2004 года и занимается вытынанкой 29 лет, Смелякова Ирина Сергеевна - в студии с 1996 года, а вытынанку « режет» 29 лет, Днепровская Ольга Леонидовна – член студии с 1996 года, занимается вытынанкой более 20 лет, Новоселя Наталья Яковлевна - в студии с 2004 года, «режет" вытынанку 17 лет, Деревянко Анна Александровна - член студии с 2005 года, работает в технике вытынанки 18 лет. Сама Бабич Людмила Владимировна занимается вытынанкой более 30 лет, в совершенстве владея не только искусством художественной вырезки, но и навыками петриковского рисования, что, несомненно, помогает ей в решении творческих задач.

     Студийцы раскрывают в своем творчестве в основном традиционные темы: «Дерево життя», «Букет квітів», «Галузка», «Килимок», «Композиція з птахами», «Різдвяні візерунки», «Великдень», «Рушник», «Листівка», «Фіранка», «Серветка», «Калина». И хотя , казалось бы, фантазия мастера ограничена рамками традиции, но индивидуальный почерк авторов просматривается во всех работах.

     Вытынанки Л.В.Бабич (рис. 6, 7, 8) отличаются особенной праздничностью и положительной энергетикой. Автор постоянно находится в поиске новых стилистических и формальних приемов.

 Работы М.Валешиной (рис.9) нежны и изящны, как утренняя прохлада и чистота в природе (рис. 10). Композиции Н.Новосели отличаются разнообразием видов флоры. Тонко и удивительно изобретательно прорезаны цветы, листья, травинки, колоски; кажется, что работа дышит (рис.11).

 

 

Рис. 9 

            Рис. 10. Работы Валешиной Маргариты 

Рис.11 Работы Новосели Наталки

Литература

  1.  Станкевич М.Є. Українські витинанки. Київ. Наукова думка. 1986.
  2.  Глухенька Н.О. Петриківські розписи: Альбом. Київ. 1973.
  3.  Смолій Ю. Петриківське малювання // Народне мистецтво. 1997. №2.
  4.  Селівачов Р. Сучасне мистецтво і народна творчість //Народне мистецтво. 1999. №3 –4.
  5.  Бутник-Сиверский В.С. Пелагея Глущенко. Альбом. Киев. 1977.

 6. Українське народне мистецтво. Живопис. Київ,1967.- Іл.119,120,121.

 

Комментарии  

 
0 # Рышарда 02.09.2013 17:42
С удовольствием прочла и ознакомилась с материалом. Очень мелкие и красочные работы.Интересн о то,что вырезаны из отдельных элементов. Я вот подумала,что это наверно гораздо труднее, чем вырезать с одного листа. Да!!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Вверх