Традиции бумажного вырезания в России.

А.В.Спарышкина
научный сотрудник по исследовательской и краеведческой работе
в Центральной городской библиотеке г.Лыткарино
(Россия, Московская ол.,г.Лыткарино)

        Своя бумага в России появилась только при Иване Грозном. Во времена Петра Первого был строжайше запрещен ввоз и применение иностранной бумаги, что способствовало развитию российского производства. Свою бумагу производили на бумажных мельницах из хлопкового или льняного тряпья. Бумага предназначалась для ценных документов, государственной и частной переписки, выпуска банкнот, географических карт, печатания книг.

       В конце 19-го - начале 20-го веков бумага стала популярным материалом: издавались газеты, журналы для детей и взрослых, многочисленные книжки для крестьян, религиозные брошюрки, рекламы и многое другое. Выпускались следующие сорта бумаги: грАматка, писчая, почтовая, чертежная, печатная, оберточная, досчатая, картон, пропускная, цедильная, сахарная. В ходу была бумага битая, бывшая в употреблении, и вновь размоченная и сбитая на различные поделки: табакерки, игрушки. Для частной переписки, на визитки, пригласительные билеты или открытки выпускали бумагу с декоративными фигурными прорезями, ажурным краем, тиснением (Рис.1).

 вытынанкавытынанка

Рис. 1

        Первоначально бумагу применяли как вспомогательный материал для решения своих творческих задач люди разных профессий (рис.2). Так, например, каменщики, резчики по дереву, мастера музыкальных инструментов вырезали бумажные шаблоны в натуральную величину, это были узоры, гнутые обводы, карнизы, своды и другие декоративные элементы.

Рис. 2

        Шаблонами пользовались кружевницы, выполняя нитяные рисунки по сколкам. Ювелиры, художники, мозаичисты использовали так называемые припорохи – узоры в натуральную величины с проколами или прорезями для перенесения линий на дерево, штукатурку, металл (рис.3).

Рис. 3

        Шаблонные рисунки, лекала, сколки, припорохи тщательно берегли, передавая другим поколениям мастеровых людей. Однако были шаблоны, которые исчезали вместе с рождением нового декоративного рисунка. Так, например, ювелирные сканные узоры выполнялись на бумаге в натуральную величину, затем на рисунок насыпали зернышки серебра, клали его на изделие, припорошив припоем, поджигали, бумага сгорала, а зернистый металлический рисунок надежно закреплялся на своем месте.

      Художником Ропетом (Петров) Иваном Павловичем - создателем «русского стиля» в архитектуре, были выполнены многочисленные альбомы с рисунками и шаблонами для вырезания декоративных украшений для каменных и деревянных построек.

      В прежние времена архангельские мастерицы пряничных дел - козульщицы -пользовались бумажными силуэтами животных для изготовления обрядовых пряников – архангельских козуль (рис.4).

Рис.4

     Для украшения церковных интерьеров широко применяли бумагу, которую пропитывали воском или маслом, что придавало материалу дополнительную пластичность и прочность. Способы и техники украшения были самые разные: плоская сквозная резьба, объемная с наложением нескольких слоев бумаги, тиснение, складывание, кручение, создание объемных цветочных композиций, гирлянд. Пышные, виртуозно вырезанные и позолоченные бумажные уборы икон, киотов, крестов, свечей своей монументальностью могли соперничать с деревянными резными гроздями винограда, листьями аканта.

      Бумажными цветами украшали народную одежду. Головные девичьи уборы, пояса имели резные и скрученные бумажные элементы. Такие костюмы известны в Рязанской, Курской областях. Костюмы ряженых содержали элементы бумажных украшений: орденские ленты, шляпы, мундиры (рис.5).

Рис. 5

      В крестьянской среде на календарные и религиозные праздники и семейные события делались целые бумажные букеты, деревца, скручивали «капустку» или «розаны». Благородных девиц из Смольного института обучали искусству изготовления бумажных цветочных гирлянд для царских торжеств, о чем сохранились многочисленные воспоминания бывших смолянок (рис.6)

Рис. 6

      В Санкт-Петербурге в 1829 году на Первой Российской выставке мануфактурных изделий наряду с машинами, железными, химическими и текстильными изделиями была выделена номинация «искусственные цветы». Большими серебряными медалями были награждены цветочные мастерицы Лапина и Споль.

       Советские первомайские праздники, с разноцветьем бумажных цветов и букетов, переняли традицию украшения колон демонстрантов цветочными гирляндами.

      Бумажными вырезками – кружевами особенно ярко и нарядно украшались календарные и семейные праздники. К разным датам народного календаря в крестьянских домах на божницу вешали новенькие бумажные кружевные подзоры, стены и окна украшали резные полотенца и занавески, в посудные горки вставляли бумажные узорные салфетки, в оконные проемы укладывали фигурные вырезки из белой, цветной бумаги, а также обертки конфет. Бумажные кружевные украшения во многом заменили собой более дорогие тканые, плетеные и вязаные салфетки, подзоры, но такая замена не всегда говорила о материальном недостатке хозяев. Нехитрое украшение создавало эффект новизны и радости, их после праздника не жалко было и выбросить, освобождая место следующему событию со своими новыми узорами и кружевными рисунками (рис.7).

Рис. 7

       В народной традиции разных регионов России существовал обряд встречи молодоженов: жениху и невесте преподносили особый хлеб. В Сибири свадебный каравай украшали бумажными фигурками жениха и невесты или ставили дерево.

      В детской культуре бумага была и остается излюбленным материалом. В Архангельской губернии на Рождество дети делали бумажный вертеп. В нем «оживали» силуэты коровки, ослика, овечки, а сверху над ними парил бумажный ангел (рис.8)

Рис. 8

      В Ярославской области на масленицу в некоторых домах наряжали веник в конфетные фантики, в окна вставляли яркие аляповатые картинки из конфетных оберток.

      На Вербное воскресение, Благовещение дети делали бумажные букеты, на Рождество вырезали бумажных ангелов. Интересен факт, отмеченный в литературе: в начале 20 века Владимир Фаворский придумал объемного ангела, ставшего популярным украшением в наше время.

       На зимний Егорьев день нижнюю часть окна украшали силуэтными изображениями домашних животных, в верхней - помещали силуэтную фигурку Георгия – Егория (рис.9).

Рис. 9

       Во многих воспоминаниях сохранилась традиция украшения пасхальных столов: здесь и резные бумажные салфетки, и подставочки под куличи, и резные цветочки для творожной пасхи, и резные цветные салфетки для блюд, и подставочки для пасхальных яиц. Делали на Пасху и голубков, крылья и хвост которых вырезали из сложенной бумаги, чаще всего газетной (рис.10).

Рис. 10

       В игровом детском ассортименте есть «домодельные» бумажные игрушки: змеи – «латухи», домики – клетушки, горуны, избушки, коллекции фантиков для одевания кукол и украшения кукольного быта. Но подобные детские игрушки почти нигде не сохранились, остались только в памяти или как реконструированные образцы.

      Самыми известными игрушками и одновременно украшениями из бумаги были игрушки Рождественские и новогодние. В их изготовлении принимала участие почти вся семья. К середине 20 века популярными остались только снежинки и гирлянды. А бумажные домики, гирлянды, фонарики, зверушки, сказочные персонажи ушли в прошлое, их заменили игрушки фабричные (рис.11).

Рис. 11

      О вырезанных куклах – "переодевалках " надо рассказать отдельно. Не известно, когда в России впервые появились подобные куклы, но журналы для детей, издававшиеся на рубеже 19 – 20 веков, свидетельствуют, что такое занятие было очень популярно среди детей младшего возраста (рис.12). В журнале «Путеводный огонек» 1908 года напечатано, например, такое объявление: «Листы моделей игрушек. Куколка с переодеванием, 1 лист рисунков, цена 10 копеек, с пересылкой 20 копеек». Здесь же также приписано назначение этой забавы: «… для развития изящного вкуса в ребенке и как подспорье для наглядного обучения…». В повести А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль» есть такие воспоминания детства: «…у меня в кармане 10 копеек, сумма немалая: на это можно купить кучу обыкновенных картинок или переводных, или большой лист для вырезания. В витрине писчебумажного магазина – с ума сойти, какая красота! Среди карандашей, тетрадок, пеналов – большой развернутый лист вырезанных картинок. Вверху листа заглавие: «Ромео и Джулия». Картинки напечатаны аляповато, неряшливо, краска местами выходит за пределы рисунка…, но я совершенно заворожена и ничего не замечаю. Никогда в жизни я не видела такой красоты».

Рис. 12

      В советское время для детей выпускались подобные куклы: это были «Лыжники», «Нянька и дети», солдаты Красной Армии, пионеры. В 1942 году был выпущен набор для вырезания «Битва под Москвой» - односторонние и двухсторонние бумажные фигуры солдат, танков и самолетов на подставках (рис.13).

Рис. 13

      К сожалению, почти все резные бумажные образцы утрачены, сохранились только в памяти и остались безымянными. Счастливым исключением являются работы мастера Капитона Воробьева. Родился он в конце 19 века в самом центре России, в деревне Тепляково Шуйского уезда. Годы свои провел в странствиях бродягой и бездомным. Семьи не имел, учеников тоже. Странствовал по земле и с собой всегда носил ножнички в холщевом мешочке, которыми ловко вырезал все, что приходилось видеть: архитектуру, природу, людей (рис.14) Сюжеты для своих ажурных картинок он черпал из жизни, странствуя по родным местам: Владимир, Суздаль, Муром, Мстера. Его хрупкие бумажные творения не исчезли, их сохранил академик живописи Н.Н.Харламов. Сейчас альбомы с бумажными вырезками хранятся в музее Палеха, а также издана книга с вырезками русского мастера (рис.14).

вытынанкавытынанкаРабота Капитона ВоробьеваРабота Капитона ВоробьеваРабота Капитона Воробьева

Рис. 14

       Сохранились еще несколько работ в фондах Государственного Исторического музея в Москве: «Погребение Христа» (48х29), «Святая Барбара» (европейская техника вырезания), «Образ Богородицы» (предмет домашнего рукоделия 19 века). Авторство первой работы обозначено только инициалами «Ф.К.», сам предмет когда-то принадлежал семье Бахрушиных. Изображения созданы путем сквозного вырезания, с элементами тиснения, под бумагу подложена металлическая фольга.

       «Прорезная» картина «Смерть Гектора» (46х60,5) является экспонатом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Технически эта работа напоминает работу чеканщика, характер рисунка близок к гравировальным приемам. Вся работа выполнена из белой бумаги, имеет подложку голубого цвета. Научные сотрудники определили авторство и год произведения: Алексей Артамонов, 1807 год. Бумага как материал для творчества удобен во всех отношениях, именно поэтому он широко используется во многих творческих конкурсах и фестивалях, в работе с детьми. Ярким примером является Фестиваль новой культуры «Арт-Овраг-2012», организованный благотворительным фондом «ОМК-Участие» (Объединенная Металлургическая компания, город Выкса, Нижегородская область). В этом году «героиней» фестиваля стала башня архитектора В.Шухова, которая является своеобразным символом старинного промышленного города. Участники фестиваля конструировали свои башни из бумаги и других материалов. Результаты детского творчества сейчас украшают залы Музея истории Выксунского металлургического завода (рис.15).

 

Рис. 15

      Одним из направлений художественного вырезания из бумаги является силуэтное искусство, которое было популярно в России с конца 18 века. Существовали домашние альбомы, миниатюрные камерные портреты, которые с любовью развешивались в кабинетах дворянских особняков. Эта тема хорошо освещена в литературе. Скажем только, что силуэтистами были: Ф.П. Толстой, Елизавета Бем, Е.С.Кругликова, Г.И.Нарбут, увлекались силуэтом А.С.Пушкин, И.Репин. Выставка миниатюр и силуэтов в Брюнне в 1906 году повлияла на творчество художников круга «Мир искусства»: К.А.Сомова, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиева. Федор Крамской увлекался силуэтными портретами.

      Выводы по данной работе:

     1.Небольшой опрос, которым удалось охватить жителей Москвы, Рязанской, Нижегородской, Тульской, Костромской, Калужской, Пензенской, Пермской, Владимирской, Волгоградской, Московской областей, показал, что традиция бумажных вырезок и украшений в России существовала повсеместно. Это не было связано с бедностью определенных слоев населения или трудностями определенного времени. Бумага была и остается доступным способом творческого самовыражения, украшения просты и довольно легки в исполнении. Интерьеры, украшенные бумажными вырезками, имеют эффект новизны и праздника. Доступность и дешевизна материала позволяют легко расстаться с «произведениями» и создать новые декорации для следующего праздника. Наиболее ранние русские бумажные вырезки относятся к 1807 году, однако силуэты известны ранее – конец 18 века.

      2.Способ украшения интерьеров бумажными кружевными вырезками со строгим геометрическим орнаментом имел распространение в России в конце 19 века и весь 20 век.

     3.В среде ремесленников и мастеровых людей бытовали специальные вырезки из бумаги: шаблоны, припорохи, трафареты, сколки. Они не имели самостоятельного декоративного назначения, но служили образцами рисунков, композиций, воплощенных в других более долговечных материалах, как-то: металл, камень, дерево, ткани, нити.

     4.В детской культуре вырезание из бумаги не просто имело место быть, но самое главное – в наше время сохраняется преемственность этой традиционной культуры в детской среде. Школьные, дошкольные и дополнительного обучения учреждения и организации широко применяют в обучающих целях бумагу, выполняя работы в самых разных техниках, в том числе и в технике вырезания из бумаги.

     5.Современные художники и мастера, опираясь на давние традиции, изучая образцы художественной резьбы по дереву, камню, росписи по дереву, резьбы по бересте, кружевоплетения вносят свои индивидуальные творческие инициативы в развитие искусства вырезания из бумаги, создавая оригинальные художественные произведения.

     Таким ообразом, имея исторические факты существования резных бумажных узоров, имея плодотворную почву для преемственности и развития художественных традиций в лице детей и художников, необходимо признать существование искусства вырезания из бумаги в России с конца 18 века.

Используемая литература:

1. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд.Диамант. Санкт-Петербург, 2002 г.

2. С.И.Личенко. Народное искусство Калужского края 19 – 20 веков. Изд.Фридгельм Калуга 2001 г.

3. Русское народное искусство. Сообщения 1996. Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник. Изд. Дом Подкова. 1998 г.

4. Г.Л.Дайн. Детский народный календарь. Хотьково. Сергиев Посад. 2010 г.

5. Н.Усов. Завещание очарованного странника. Журнал Народное творчество, 1998 г.

6. Сестры. Изд. Новоспасского монастыря. Москва 2001 г.

7. Новые поступления. 1992 – 2002. Каталог с выставки. ГМИСПб. Санкт-Петербург. 2002 г.

8. Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. Изд.Азбука-Классика. Санкт-Петербург. 2005 г.

9. С.Преслегина. Бумажные пандоры. Журнал мод. Приложение. №1(83) 1990 г.

10. Н.Майорова. Мотивы русской архитектуры, по страницам журнала. Изд. Белый город.

11. Н.А.Миненко. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни. Изд. Наука. 1989 г.

12. В.Н.Крупин. Бумажные цепи. Журнал Русский дом, № 1 2011 .

13. А.Сидоров. Композиции из черных пятен. Журнал Родина, №2 1994 г.

14. М.Вострышев. Московские обыватели. ЖЗЛ, Москва, Молодая гвардия, 2005. С.127 «Письма девушки - монастырки».

15. Пасха. Многообразие культурных традиций. Временник Зубовского института, №3. СПб. 2009 г.

16. Пасха. Москва. Олма - Пресс. 2001. с.243, А.Ремизов «Пасха».

17. Искусство вырезания из бумаги как способ общения. Материалы 3 Международного симпозиума, посвященного памяти Ю.Даниляускене. Домодедово. 2010 г.

18. «Выксунский металлург» Еженедельная газета, №19 (7646), 18.05.2012.

19. И.Шангина «Русские девушки». Санкт-Петербург, Изд.дом «Азбука – классика» 2008.  

Комментарии  

 
0 # Наталья Сташкевич 29.01.2014 17:54
Спасибо за статью! Она может стать отправным пунктом для более глубокого изучения вопросов использования бумаги для различного творчества.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Вверх