Художественное вырезание: эстетические и психологические аспекты
Материалы 5-го международного симпозиума
Домодедовский историко-художественный музей
Международный клуб «Бумажные традиции»  

Эстетическая функция вытынанки в ансамбле традиционного жилища украинцев

Автор: Косицкая Зинаида Николаевна м.н.с.
отдела декоративно-прикладного искусства ИИФЭ
/Института искусствоведения, фольклористики и этнологии/
им. М.Ф.Рыльского НАН Украины (Украина, г. Киев)
 

      Вытынанки — бумажные украшения в традиционном интерьере сельского жилища — появились в Украине в начале XIX века. Благодаря простоте изготовления и широкому распространению материала уже к концу XIX столетия они бытовали во многих регионах.

Рис. 1. Руденко Мария (с.Слобода Яришевская           Рис. 2. Руденко Мария. Вишневий цвіт, 1975
Винницкой обл.,Украина). Шипшина (шиповник), 1975.                                                                             

       Бумажный декор привнёс новые яркие акценты в эстетику убранства сельского дома. Его крепили в различных местах, чаще всего там, где до этого находились росписи — в красном углу возле икон, в верхних частях печи, на сволоке, на потолке (в центре или ближе к красному углу) [1], вверху на стенах, между окнами.

     Наиболее распространёнными во всех регионах Украины всегда были одинарные вытынанки [2]. Их изготавливают из одного листа бумаги, поэтому они всегда монохромные. Как правило, созданы они на основе раппортной структуры, симметрии, ритма, поскольку заготовки складывают таким образом, что в развёрнутом виде каждый из вырезанных элементов имеет многократное повторение. В свою очередь эта группа имеет разновидности, которые зависят от формы изделия: ромбы, квадраты, розетты, звёзды, цветы, деревья и т.п Сюда же относятся и отдельно вырезанные антпропо-, зоо- и орнитоморфные фигуры.

       К сложным вытынанкам исследователи относят бумажный декор, изготовленный из нескольких элементов [3]. Они обычно бывают полихромными, т.к. при их выполнении используют несколько листов разноцветной бумаги.

Рис. 3. Гоцуляк Мария (г. Могилев-Подольский, Украина). Вытынанка, 1937. 

      В свою очередь сложные вытынанки разделены на два главных подвида — накладные и составные. Наиболее распространённым примером накладных вытынанок можно назвать изделия типа "сонечко", в которых на одинарную основу, вырезанную в виде розетты, по центру накладывают несколько подобных и каждый раз меньшего диаметра. Другая разновидность — составные вытынанки. Они состоят из нескольких отдельных элементов, образующих единую композицию. На Поднепровье составные вытынанки чаще всего имели вид "древа". В сёлах Побужья, Буковины, Прикарпатья [4] и Покутья они в большинстве случаев представляли собой орнаментальные полосы разной ширины, а также прямоугольные композиции в виде коврика. На Подолье бытовали как в виде "древа" [5], так и в виде длинного фриза или коврика.

      

 Рис. 4. Гринюк Евдокия (с. Торговица              Рис. 5. Липчук Параскева (с.Торговица 
Ивано-Франковской обл., Украина). Карниз, 1983.      Ивано-Франковской области). Карниз, 1981.

     К комбинированным вытынанкам отнесены изделия, изготовленные при помощи нескольких техник, чаще всего в этом случае вырезывание дополнено росписями. Среди них наиболее популярны "рушники" [7], "фиранки" (занавески) [8], имеющие в центре или по краям нарисованные орнитоморфные изображения, растительные мотивы и т.п.

          

 Рис. б. Салюк Александр (с. Саинки,                  Рис. 7. Салюк Александр (с.Саинки, 
Винницкой обл., Украина). Вытынанка, 1976.           Винницкой обл., Украина). Вытынанка, 1977.

                                     

       В разных областях Украины сформирована как общая эстетическая основа в размещении бумажного декора, так и характерные локальные отличия. Главным акцентом в оформлении традиционного украинского жилища всегда был декор красного угла, где на ниточке перед иконами часто крепили "голубя" — символ Святого Духа. В этих украшениях, в случае их изготовления из бумаги, крылья и хвост делали из белых или цветных листов, сложенных в виде мелкой "гармошки". На сгибах могли быть вырезаны разнообразные геометрические мотивы, что при расширении складок образовывало ажурные узоры, придающие лёгкость всему изделию. Символическое туловище "голубя" вылепливали из ржаного хлеба или использовали для этого пасхальную писанку. 

      В Южном Поднепровье (с.Водяное)[9] возле икон в начале XX века размещали также большую розетту из тонкой бумаги. На стенах над красным углом часто укладывали "карниз" (орнаментальный фриз), который тянулся до следующего угла или окружал венком всё жилище. Эстетика последнего декора характерна для сёл Подолья и Покутья. В этих же областях крепили под иконами различные композиции. Их окончательное решение зависело от местных традиций, а также от вкуса хозяйки (вертикальная или горизонтальная ориентация, расположение нескольких ромбовидных или квадратных элементов, орнаментальные полосы из крупных деталей, а также из многих мелких и т.п.). Украшение маленькими ромбовидными вытынанками  деревянных рам самих икон и размещение их на "божниках" (деревянные полки) — характерно для западных областей Украины [10]. 

      Над окнами в украинском доме традиционно висели вышитые "рушники", соответственно бумажные "рушники" и бумажные "фиранки" занимали их места. В подольских и западных областях вокруг окон клеили ряд небольших, чаще всего ромбовидных вытынанок [11].

      Между окнами повыше крестьяне размещали картины, портреты, фотографии, которые также могли быть обрамлены в бумажные "рушники". Иногда сами рамы, особенно для небольших фотографий, были изготовлены из бумаги или картона, которые потом разрисовывали или украшали маленькими вытынанками [12]. Последняя традиция характерна для западных областей Украины. 

       Между окнами бытовали вытынанки, как правило, значительных размеров. Их крепили по одной-две или группировали в ряд (с. Жеребки тогдашнего Староконстантиновского уезда) [13]. Это могли быть одинарные и сложные "хресты", "звизды", "древа жизни" или другие различные виды. "Древо жизни" в исполнении народных мастеров, как правило, имеет стилизованное решение. Его общая композиция уподоблена иногда букету, кусту, небольшой ветке, которые могли иметь дополнения в виде зеркально-симметричных силуэтов девушек, юношей, оленей, птиц и т.п. 

       

Рис. 8. Васильева Валентина               Рис. 9.  Васильева Валентина
(г.Винница, Украина)                  (г.Винница, Украина) 
Ваза с цветами, 1978.                     Корзина с цветами, 1981. 

     Рассматривая эстетику бумажного декора на сволоке, отметим, что его конструкция диктовала соответствующее размещение первоначальных элементов. В сёлах Подолья и западных областей традиционно крепили вытынанки [14]. Они формировали полихромный ряд одинарных или сложных изделий—ромбов, крестов, звёзд. Такие длинные композиции называли "лыштвою", "стричковою", "пасовою", "низинкою" [15].

      Вторым по значимости местом в доме была печь, на ней часто красовалась роспись. Естественно, здесь располагали и вытынанки [16]. Например, в с. Велика Кисниця Винницкой обл. на печь крепили большую звезду из цветной бумаги и дорисовывали с двух сторон цветы [17]. В сёлах Тульчинского района до середины XX в. на печь клеили изделия в виде цветов, звёзд, птиц, а также различные растительные композиции или одинарные  вытынанки — ромбы, квадраты и т.п. 

      Крупная розетта из бумаги (диаметром до 30 см) в начале XX века дополняла росписи на стенах над дверным проёмом в с. Парутино Херсонской губернии (ныне Николаевская обл.) [18].

     Вытынанки в украинском жилище соседствовали с настенными росписями, но могли служить самостоятельным оформлением всего сельского интерьера [19], последнее особенно характерно для жилища в сёлах Подолья и Покутья. В этих же регионах в углу с кроватью на стене бытовали композиции в виде ковриков — вытынанки укладывали прямо на стене, а со второй половины XX вв. на большом листе бумаги. Такая традиция известна в сёлах Поднепровья, Подолья [20], в западных областях [21]. 

      Часто вытынанками украшал и "мисник" (шкаф для посуды). Его полки застилали белой бумагой, а свисающие края оформляли разнообразными прорезями. В западных областях под "мисником" располагали ещё ряд мелких вытынанок-ромбов [22].

      Особенную группу росписей в своих исследованиях упоминает Михаил Бабенчиков [23]. Это нарисованные и вырезанные по внешнему контуру мотивы, наклеенные потом на стену.

     Изготовление бумажного декора, как правило, предшествовало большим праздникам — Рождеству, Пасхе. После праздничных дней вытынанки могли оставаться в помещении в продолжение всего года. Существовали и вытынанки, изготовленные только на краткий период, их крепили обычно на стёклах окон и вскоре снимали или заменяли другими.

    Например, на несколько дней клеили вытынанку с фигурами женщин-свах, чтобы засви­детельствовать недавнее обручение девушки в этом доме [24]. К празднику Рождества недолговечными украшениями окон были вытынанки в виде "звезд", "хрестів", "квітів". Часто их размещали по вертикали и горизонтали, образуя единый большой крест. В наше время бумажный зимний декор, переименованный в советский период на "снежинки", также появляется перед праздником Нового года и исчезает к весне.

      К Сочельнику вырезали вытынанку из чёрной бумаги в виде креста как память, что трапеза совершается вместе с душами покойных родственников. Похожее украшение из белой бумаги через несколько дней становилось символом Крещения Господнего.

      К зимним праздникам традиционно и поныне вырезают вытынанки в виде ангелов. Их клеят на стёклах окон, могут крепить на ниточках возле икон, книжных полок, детских кроваток, возле люстр. Бумажный ангел из частного собрания Романы Кобальчинской, созданный народной мастерицей в 1980-х гг., имеет вид, приближенный к эстетике современного зрителя. Искусствовед Василий Парахин вырезает ангелов к Рождеству только по народной традиционной схеме.

       К Новому году в школах и сейчас клеят гирлянды из бумаги, сложенные из многочис­ленных одинарных вырезок. Теперь такой декор часто делают из ярких блестящих современных материалов, которые можно купить во многих магазинах.

      "Церкви" из бумаги в Украине вырезали, как правило, к празднику Пасхи. В этот день ограду вокруг храма оклеивали в ряд их символическими изображениями. У народного мастера Михаила Куземского (с. Ременив Каменка-Бужского р-на Львовской обл.) [25] подобные изделия украшены кружевными прорезями на фоне стилизованных силуэтов [26]. К Пасхе также изготавливали украшение из писанки с небольшой бумажной розеттой внизу, которую закладывали в радиальные складки как "гармошку".

      Приведенные примеры наглядно раскрывают многогранную эстетическую функцию вытынанок в ансамбле традиционного жилища украинцев. Важным остаётся фактор, что вырезание из бумаги как один из относительно молодых видов народного творчества бытует активно и сегодня. Этот вид искусства яркими красками оживляет современные жилища украинцев. Надеемся, что он будет радовать и в дальнейшем многих украинских и зарубежных почитателей.

Литература

1. Бабенчиков М. Народное декоративное искусство Украины.-М., 1945. - С. 12, 13.

2. Станкевич М. Українські витинанки. -Київ, 1986

3. Там же.

4. Гургула I. Народне мистецтво західних областей України. -Київ, 1966.  - С. 70.

5. Косицька 3. Витинанки // Історія декоративного мистецтва Українии: В 5-ти т. / ІМФЕ НАНУ; Гол. ред. А. Скрипник. -Київ, 2011. - Т. 4. Народне мистецтво та художні промисли XX століття. - С. 237.

6. Экспозиция Тульчинского краеведческого музея (Винницкая область, Украина).

7. Глухенька Н. Петриківські декоративні розписи. -Київ, 1965; Косицька 3. Указ. соч. - С. 236, 239.

8. Станкевич М. Указ. соч.

9. Запись в инвентарной книге Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), коллекция 2765 (Тогдашняя Таврическая губерния, ныне Запорожская область).

10. Сёла Ивано-Франковской области. См.: Косицька 3. Указ. соч. -С. 237.

11. Гургула I. Витинанки // Нова хата. -1929. № 10. - С. 8.

12. Петриченко А., Яворская С. Ножницы как инструмент художника // Мир музея. 2005. -№ 8.- С. 43.

13. Ныне с. Великие Жеребки Волочиского р-на Хмельницкой обл.; см.: Щербаківський В. Українське мистецтво. -Киев, 1995. - [илл. 2; между с. 160 и с. 161].

14. Косицька 3. Указ. соч. - С. 235.

15. Станкевич М. Витинанка як вид народної художньої творчості//Образотворче мистецтво. - 1980. - № 5. - С. 26-28.

16Долінська М. Майстри народного мистецтва Української РСР. -Київ, 1966. - С. 128.

17. Нариси з історії українського мистецтва. -Львів, 1969. - С. 96.

18. Шероцкий К. Очерки по истории декоративного искусства Украины. -Киев,1914. -Т. 1. Художественное убранство украинского дома в прошлом и настоящем. - С. И 9., рис. 47.

19. Станкевич М. Указ. соч. - С. 14.

20. Экспозиция Тульчинского краеведческого музея (Винницкая область, Украина).

21. Кобальчинська Р. Хатні писанкові прикраси // Народне мистецтво. - 2009. - № 1-2. - С. 69-71.

22. Гургула I. Витинанки // Нова хата. - 1929. - № 10. - С. 8.

23. Бабенчиков М. Народное декоративное искусство Украины. -М., 1945. - С. 18.

24. Кочережко Н. Сонячні барви: [о народных мастерах]. -Київ,1978. - С. 33-46.

25. Селівачов М. Витинанки// Історія українського мистецтва:    В 5-ти т. / ІМФЕ НАНУ; Гол. Ред. Г.Скрипник. - Т. 4. -Київ, 2006. - С. 683.

26. Історія українського мистецва: У 5-ти т. / Голов, ред.. Г. Скрипник; НАНУ ІМФЕ ім. М. Рильського. -Київ,2006. - Т. 4. - С. 683, 684.

 

Вверх