Художественное вырезание: эстетические и психологические аспекты
Материалы 5-го международного симпозиума
Домодедовский историко-художественный музей
Международный клуб «Бумажные традиции»  

Бумажный декор в украинской полиграфии: Поиск образа

Автор: Тихонюк Елена Владимировна
доцент кафедры дизайна
Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры
кандидат искусствоведения
(Украина, г. Киев)

      Начиная со второй половины XX века в Украине и соседних странах к оформлению полиграфической продукции привлекаются мастера бумажной  вырезки. Распространение получают иллюстрации, декоративные вставки, форзацы, экслибрисы, закладки, выполненные путем полиграфической печати вырезанных из бумаги декоративных композиций. Первые орнаментальные композиции, разработанные мастерами П.Глущенко, М.Павлова, М.Руденко для украинских книг, журналов, открыток, относятся к концу 1960-х -началу 1970-х годов. В этот период рост популярности бумажного декора совпал с интересом художников к национальным художественным  традициям.

       Традиционный характер носят вырезки для украшения книг и другой полиграфической продукции, выполненные художниками-графиками В.Кузьменко, В.Миненко, И.Плесканком  в 1970-х годах. Одно из первых изданий, оформленное декоративными резными вставками, - книга рецептов Дарьи Цвек "Сладкое печенье" (1970).   Простые ромбовидные размещены на форзаце.  Их форму можно сравнить с изысканными пекарскими, с ажурными салфетками, которыми украшают стол. Такая художественная находка  тонко и деликатно подчеркивает тематику книги.

  Образцом   удачного   использования традиционного бумажного декора в полиграфии являются работы Марты Павловой.

Рис. 1                            Рис. 2

     Мастерица придерживается техники и стилистики народной петриковской вытынанки. В 1972 году издана книга украинских детских песен, оформленная вытынанками М.Павловой под названием "Ходит пава". Развороты с насыщенными полихромными страничными иллюстрациями чередуются с текстовыми страницами, украшенными орнаментальными вставками (рис. 1, 2). Целостностью формы и содержания отмечаются иллюстрации «Два петушка», «Птичка маленькая", "Ой, весна, весна…". Мастерица использует разнообразные композиционные приемы. Это, например, строгое применение зеркальной симметрии в интерпретации "дерева жизни" и "вазона" с птицами на них. Используется и более вольная трактовка, при которой симметричен только растительный декор, тогда как птицы на нем размещены произвольно. Есть и полностью асимметричные композиции. Объединяющим элементом всех листов служит орнаментальный фриз в нижней части изображения. Такая закономерность присуща всем иллюстрациям художницы.

Рис. 3                                           Рис. 4

   Композиции, выполненные М. Павловой для следующей книги "Песенки" (1981, рис 3, 4), также сохраняют четкую народную стилистику. Однако в них больше прослеживается повествовательность, увеличение мелких деталей  и композиционная насыщенность листа. Видим определённую эволюцию мастера как художника-иллюстратора. Композиции, не теряя своей декоративной ценности, становятся более образными и "живыми". Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к песенке "Два петушка", которая присутствует в обеих книгах. В книге "Песенки" как основное изображение, так и декоративные  вставки имеют большую привязку к тексту. Петушки  держат палки, а растительные мотивы - это стилизованное изображение гороха (рис. 5). Зеркально-симметричной композиции добавляет динамику активное центробежное направление побегов и ритмичное размещение разноцветных горошин, будто рассыпавшихся вокруг. Таким образом, несмотря на статическое, несколько условное решение петушков, складывается впечатление, что они действительно зафиксированы в момент работы и через мгновение взмахнут палками.

Рис. 5

       К середине  1980-х  годов к иллюстрированию книг бумажным  декором привлекались народные мастера и любители, работы которых, выполненные в традиционном ключе, глубоко, на ментальном уровне подчеркивали тематику произведений. Впоследствии в Украине появляются книги, которые оформлены профессиональными художниками  в более авторской манере. Примером может быть книга стихов для детей В. Пепи "Прилетел аист с юга" (1986), проиллюстрированная Ниной Денисовой. Ее особенностью является сочетание рисованной иллюстрации с вклеенными в нее элементами вытынанки и вырыванки. Реалистично выполненные рисунки дополнены бумажными декоративными мотивами. Например, в разворот с изображением ржаного поля вплетены вырезанные из цветной бумаги васильки, колосья и стилизованная растительность.  Близкая к народной  стилизация бумажных элементов придает изображению национальный колорит, создавая образ возвышенно-фантастического пейзажа.

    Вырезка своей пластической выразительностью в наибольшей степени соответствует запросам пространственно-плоскостной организации книги. Принцип выполнения вырезки построен на контрасте формы и ее антипода (контрформы). Плоскость бумаги становится выразительной лишь в  сопоставлении с пространством, возникшим в процессе вырезания. Здесь мы можем сравнить вырезку с такой графической техникой, как гравюра. В обоих случаях присутствует плоскостное решение, четкость силуэта и лаконизм изображения. Особенно это можно проследить в вырезках, где использована только черная бумага, которой вырезано изображение, и белый фон. Именно такого типа вырезки доминируют в книжной графике, начиная с 90-х годов XX века.

    Современную вырезку в 1990-х годах в полиграфической продукции продолжают развивать как самодеятельные художники, так и профессионалы. Поэтому сами иллюстрации и макетирование книг имеют разное художественное качество. Для бумажных украшений современной украинской книги характерны два направления декоративность и изобразительность (приближенная к искусству силуэта, гравюры). Среди обобщающих черт можно назвать монохромность изображений.

    Оформление средствами вытынанки сборников фольклорного наследия можно рассматривать как отдельное направление синтетических изданий. Мастера вытынанки в таких изданиях выполняют не только роль исполнителей образного ряда, но и самой техникой дополняют ментальные структуры,  заложенные в нотных станах и поэтических строках. В частности, иллюстрации-вырезки в сборнике народных игрищ и забав для юношества "Волчок" (1999) народного мастера Андрея Кулиша интересны своим разносторонним толкованием ключевых эпизодов текста. Средствами орнаментальной и сюжетной композиции раскрыты сцены из народной жизни, мотивы природы, мифологические символы.

Рис. 6

    Много книг проиллюстрировано вытынанками Зинаиды Косицкой. Среди них — сборник поэзии "Мать и подсолнух" Юрия Ряста, "Колядки и щедривки", "Небо и мы" . Для первой из них— сборника поэзии "Мать и подсолнух" (рис. 6)—были использованы как уже готовые станковые композиции, так и специально вырезанные иллюстрации к конкретным стихам.  Авторские интерпретации "дерева жизни", "вазона", "берегинь" параллельно с текстом создают глубоко ментальный образ села, отражают крестьянское мировоззрение (рис.  7-9). В сборник аутентичных песен  "Колядки и щедривки" вошли одинарные вытынанки различных видов: знаковые и фигуративные, орнаментальные и сюжетные, симметричные и асимметричные (рис. 10). Их роднит сдержанность в подаче иллюстративного  материала относительно текстового.

Рис. 7                       Рис. 8                       Рис. 9    

      Преимуществом иллюстрирования бумажным декором является всесторонняя связь визуального ряда с характером текста. Прежде всего это воспроизведение содержания песен ("поклонение волхвов", "ангелы", "звезды" и др.) Во-вторых—ассоциативное восприятие бумажных украшений как неизменного атрибута Рождества.  Удачной дизайнерской находкой является применение ленточного раппорта для отделки верхнего и нижнего краев разворотов. Мотив, который состоит из антропоморфных элементов и воспроизводит традиционную вытынанку "хоровод" (рис. 11), выполняет роль книжного украшения, а его архаичное происхождение подчеркивает обрядовую тематику песен. В учебнике для воскресной школы "Небо и мы", написанном самой 3. Косицкой, мастер несколько отходит от традиционного симметричного вырезания. Библейские образы и сюжеты воплощены в лаконичных силуэтных фигурах, размещенных на фоне фотографических изображений неба, волн, растительности. По замыслу автора такое сопоставление реалистического с символическим, декоративным подчеркивает неземную природу героев.

Рис. 10                              Рис. 11

   Для оформления полиграфической продукции неоднократно использовались бумажные вырезки художника Дмитрия Власийчука. Он выполнял композиции для заставок, иллюстраций обложек. Произведения мастера имеют подчеркнуто иллюстративный, тематический характер. В основу многих композиций легли поэтические или песенные строки. Поэтому для украшения изданий   использовались как специально созданные иллюстрации, так и станковые работы, тематика которых близка к содержанию текста. Не смотря  на сюжетность иллюстраций, Д. Власийчук сохраняет в них художественные особенности вытынанки: упрощение и стилизацию, зеркальную симметрию, целостность композиции, монохромность (реже с небольшими цветными вставками)

    Художница из Луцка, Ярослава Галькун, сочетает свое увлечение искусством вырезки с профессиональной деятельностью в области книжной графики. В 2006 году Я. Галькун выполнила иллюстрации к мини-изданию (7,5 х 5,5см) "Лесная песня" Леси Украинки. Книга является образцом полноценного художественного оформления вырезанными из бумаги изображениями. Вырезки, использованные на обложке  и титульном листе, доведены почти до чистого знака и носят символический характер. Их размер невольно вызывает в памяти работу ювелира. То же можно сказать об иллюстрациях в середине книги, которые предстают как символы-знаки и пронизаны такой монументальностью, что их смело можно назвать "скульптурными" иллюстрациями. Таким образом, выбранная техника воплощает замысел юбилейного издания — создать книгу - вещь, книгу – сувенир. Художница делает акцент не на сюжете произведения, а на отдельных персонажах (рис. 12). С большой фантазией она раскрывает образы мифологических существ, "наполняет" их характерными атрибутами. Я.Галькун часто использует мелкие волнообразные линии, напоминающие корни, биологическую структуру растений. Обобщенные, размещенные на черном фоне изображения противопоставляются живому, насыщенному событиями тексту. Можно сказать, что они не иллюстрируют, а сопровождают драматическое произведение, выступают в качестве условных декораций. 

Рис. 12

   Наполненные тонкой лирикой иллюстрации Н. Гуляевой — это одинарные асимметричные вырезки, белые на черном фоне Основным мотивом композиций является изображение женщины, что обусловлено характером текста ("женская" поэзия). Образы в них создаются с помощью сочетания двух объектов—женщины и дерева, женщины и птицы, женщины и цветка. Настроение литературных произведений подчеркивают пейзажные мотивы. С помощью тонкой кружевной графики автор изображает струи дождя, полет птицы, мерцающие отражения в зеркале.

Рис. 13               Рис. 14

    Еще одним примером, когда выразительные средства вырезки были выбраны для воплощения концепции литературного произведения, является проект автора статьи Елены Тихонюк: оформление сборника стихов Богдана-Игоря Антоныча "Великая гармония" (2006, рис. 13-16). Иллюстративные развороты и шрифтовые композиции имеют вид сложной полихромной вырезки аппликативного характера. В основе всего макета лежит система больших полукругов. Разные, якобы случайные куски составляют целостную структуру листа.

Рис. 15

    Параллельно с иллюстративно-изобразительными формами в произведении Е. Тихонюк целенаправленно использованы художественные особенности вырезки. Например, характерная для этой техники условность цвета дает возможность акцентировать на его символике (красный—жизнь, расцвет, черный — потусторонний мир; оттенки серого и охры — как промежуточное состояние бытия). Еще одно из свойств вырезки—ажурность. Наложением одинаково вырезанных частей друг на друга с небольшим смещением так, что одна просвечивает сквозь другую, достигается эффект пространства, глубины. Это может трактоваться как лирическое отступление и одновременно несет символическое значение двойного существования, идеи и ее отражения, сознания и подсознания, что характерно для поэзии Богдана-Игоря Антоныча. Форма и контрформа работают на отражение поисков поэта в области внутреннего и внешнего, чувства и разума,     содержания и формы. Таким образом, благодаря выбранной технике в оформление книги, достигнуто своеобразное сочетание архаизма и сюрреализма, что свойственно ее литературной основе.

Рис. 16

      Во многих описанных примерах вырезка выбрана как техника народного декоративного искусства, которая приближает восприятие произведения к глубине этнической культуры. Свойственный ей лаконизм, особая выразительность и символичность изображения, отсутствие натурализма, логическое соответствие между формой, материалом и техникой изготовления наполняет книгу символизмом, простотой и одновременно многозначительностью. Техника вырезки выступает своеобразным соавтором, способным раскрыть сложные художественные образы, намеком, условностью побудить зрителя к богатым ассоциациям и тонкому пониманию нюансов произведения. Использование вырезки как народной техники может стать удачным образцом качественного оформления полиграфических изданий национального направления.

  

Вверх