Художественное вырезание: эстетические и психологические аспекты
Материалы 5-го международного симпозиума
Домодедовский историко-художественный музей
Международный клуб «Бумажные традиции»  

Эстетический феномен петриковской вытынанки

(на примере творчества представителей династии Гречановых-Авдеенко)
Харченко Елена Владимировна
Мастер декоративно-прикладного искусства
Член национального союза мастеров народного искусства Украины
(Украина, Запорожская обл. )

 

Гуляева-Смагло Наталия Юрьевна
Мастер декоративно-прикладного искусства
Учитель изобразительного искусства и художественной куль туры высшей категории
(Рахнянско-Лесовая ООШ N° 1    Шаргородский р-н, Винницкая область, Украина)

      Украинское народное искусство, как и творчество других народов мира, отражает самобытность, художественный и педагогический гений народа: его поэтичность, фантазию, эмоциональность, мажорность и одновременно мудрую простоту. Народ веками стремился в художественной форме выразить сущность своего отношения к окружающему миру, к жизни во всей ее полноте, свое понимание эстетического и прекрасного, несущего духовное наслаждение и радость.

В настоящей статье сделана попытка рассмотреть эстетический феномен петриковской вытынанки на примере творчества представителей династии Гречановых-Авдеенко.

      Богатая украинская природа в Приорелье (Днепропетровская область Украины), талантливые, душевно щедрые люди, не знавшие крепостного права, — все это способствовало появлению в конце XVIII столетия всемирно известной на сегодняшний день Петриковской росписи, получившей в конце 2013 года статус нематериальной ценности всего человечества.

    На протяжении многих десятилетий люди украшали расписными орнаментами сельские дома, внутри и снаружи. С появлением в середине XIX века сравнительно дешевой и доступной цветной бумаги параллельно с росписью в этих краях стали изготавливать бумажные ажурные украшения—вытынанки (от украинского слова "витинати" - вырезать). Вытынанки дополняли роспись, а иногда и вытесняли ее, так как бумажные изделия легче было сделать и проще заменить отдельные элементы композиции, если они приходили в негодность.

     В своем исследовании "Украинские вытынанки: научное описание, современное состояние изучения и понимания" сотрудница Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) Нелли Потапова  пишет: "Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что в крестьянской среде выполнение росписей (и сопутствующих им вытынанок) было прямо связано с главными православными праздниками: Пасхой и Рождеством. Добавим также упоминания Троицы, Покрова, церковного новолетия (1 сентября по старому стилю), праздников в честь архангела Михаила, св. Николая и престольных праздников местной сельской общины, так называемых "храмов". Обращает на себя внимание и факт обновления росписей к главному семейному празднику — свадьбе. Со временем стенописи стали включать "малевки" — рисунки, выполненные на бумаге, которые имели ряд общих характеристик с вытынанками". Таким образом, автор отмечает связь   вытынанок   не только с эстетическими, но и религиозными представлениями украинцев, особенно в период наибольшей популярности этого вида народного искусства на рубеже Х1Х-ХХ веков.

    Петриковская вытынанка отличается от других известных в Украине народных центров вырезания из бумаги рядом особенностей. К ее характерным признакам можно отнести такие: 1) составной характер, то есть композиция составляется из отдельный элементов, вырезанный из бумаги (цветов, листьев, травинок, бутонов, плодов, птиц и т д), которые соединены между собой в одно целое; 2) полихромность; 3) наличие накладных элементов; 4) устойчивость традиционной структуры. Основные виды композиционный схем следующие "вазон", "букет", "галузка"(веточка), "фриз", "фиранка" (занавеска), "серветка" (салфетка), "килим" (ковер), "рушник" (полотенце), "панно", "листівка" (открытка). Можно отметить близость композиционных схем в росписи и вытынанке.

   К процессу создания вытынанок часто привлекались дети, которые практически на генном уровне усваивали все секреты изготовления вытынанки.

    В 40-е годы XX столетия вытынанка утрачивает сакральное значение, в связи с чем падает интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства. Новый этап развития вытынанки намечается в 50-б0-е годы, когда петриковская вытынанка постепенно становится выставочным экспонатом и развивается как станковое произведение декоративно-прикладного искусства.

    Основоположницей современной петриковской вытынанки по праву считается Анна   Ивановна Гречанова (1907-1989). В жанре вытынанки она впервые выступила в 1978 году, в пенсионном возрасте (рис 1).

Рис. 1

   О том, как немолодая уже сельская труженица приобщилась к народному творчеству, рассказывает в своих записях, опираясь на семейную легенду, ее внучатая невестка Наталия Авдеенко — также представительница этой славной династии мастеров вытынанки. "Еще с детских лет Анна Ивановна Гречанова помнила, как ее мама украшала "світлицю" (горницу) на большие праздники     бумажными узорами: образы (иконы)—голубками,  "мисник" (полку для посуды) — "лиштвами" (орнаметальными цветочными лентами), печь — цветами, окна—"фиранками" (занавесками). Позже это искусство было забыто. Но во второй половине XX столетия, уже на склоне своих лет, Анна Ивановна попробовала вспомнить и восстановить по памяти бумажные украшения для этнографа и искусствоведа М. Е. Станкевича, который собирал в то время материал для своей монографии "Українськи витинанки" (1986). Именно в ней представлен материал о возникновении, создании и развитии украинских вытынанок. Это рукоделие вновь увлекло А.И.Гречанову,  и она начала создавать свои неповторимые композиции, которые возникали из воспоминаний ее детства. Это и традиционный "Килимок з калиною", и ее любимая тема "Весілля" ("Свадьба"), работы на шевченковскую тематику, коврики. А какие непревзойденные рушники вырезала бабушка Анна!"

    Вот так и начался процесс возрождения "петриковской вытынанки" из рук народной мастерицы Анны Ивановны Гречановой, которая будучи неграмотной сельской женщиной создавала шедевры народного искусства. Кстати, название "петриковская вытынанка" возникло и прижилось после выставки Анны Ивановны в Ленинграде. Мастерица не могла начертить поля на рабочем листе бумаги, найти центр композиции (сделать это ей помогала дочь Авдеенко Антонина Агафиевна), однако из-под ее ножниц появлялись яркие, гармоничные, неповторимые произведения народного искусства.

   Существует и другая версия, которой с автором этой статьи поделилась в беседе дочь Анны Гречановой Антонина Авдеенко. "В начале 70-х годов в Петриковку, где всю жизнь жила Анна Ивановна Гречанова, приехали из Киева специалисты по народному искусству. В то время  будущая мастерица уже вышла на заслуженный отдых, а её дочь работала в местном Доме пионеров - преподавала детям разные виды ручного творчества, особенно увлекалась аппликацией из соломки. Специалисты пришли в гости к А. Гречановой и попросили показать, что она помнит из своего детства и может повторить. Тогда Анна Ивановна, вырвав листок из календаря, сложила его в несколько раз и вырезала цветок так, как это делала ее мама. Гости были настолько поражены, что попросили у хозяйки велосипед и вскоре привезли из местного магазина целую  стопку цветной бумаги. Анна Ивановна стала у них на глазах быстро и ловко вырезать цветы, листья, птиц. А специалисты из столицы только ахали. Такое внимание и восторженное отношение к давно забытому искусству вдохновило мастерицу многое вспомнить и возродить местную школу вырезания, получившую название " петриковская вытынанка".

   Как бы там ни было, но Анна Ивановна Гречанова последние одиннадцать лет своей жизни отдала творчеству. В ее наследии, которое хранится в таких музеях Украины, как Днепропетровский исторический музей им. Д. И. Яворницкого, Запорожский художественный музей и другие, представлены наиболее традиционные схемы и сюжеты петриковской вытынанки: килимки, рушники, панно, вазоны и пр. (рис. 2, 3, 4, 5).

Рис. 2                         Рис. 3  

Рис. 4                     Рис. 5  

  Вытынанки Анны Гречановой отличаются целостным видением произведения народного искусства, когда никакую деталь, никакой фрагмент нельзя отнять без влияния на восприятие целого. Автор дает эстетическую оценку изображаемому, добиваясь гармонического сочетания величин, конфигураций вырезанных элементов и их цветового решения (рис. 6,7).

Рис. 6                          Рис. 7 

    Одной из любимых и наиболее сложных композиций является "Весілля". Мастерица в соответствии с традицией  профильно изображает фигуры действующих персонажей, до мельчайших деталей продумывает особенности одежды молодых, их родителей и всех других участников "свадебного поезда", как было принято в Приорелье называть всю церемонию бракосочетания в целом (рис 8, 9, 10, 11).

Рис. 8                                       Рис. 9            Рис. 10                Рис. 11

   Необыкновенно красивы рушники в исполнении А.И. Гречановой. Колористика сдержанная, теплая, гармоничная, изысканная. Использованы основные и дополнительные цвета и оттенки, богато украшен край рушника (рис. 12, 13, 14). Высокий художественный уровень этих произведений вызывает эстетическое наслаждение и чувство восхищения  талантом и трудолюбием простой сельской труженицы.

Рис. 12                         Рис. 13                         Рис. 14         

   Очень часто мастерица обращалась к такой композиционной схеме, как "килим"(ковер) (рис.15, 16). Эти работы очень выразительны. В них  использованы контрастные цвета, традиционное решение композиции, которая во всех основных чертах перекликается с петриковской росписью (рис. 17).

Рис. 15                         Рис. 16                      Рис. 17

  Большую фантазию и изобретательность проявляла А.И.Гречанова, изображая на вытынанках птиц и животных (рис. 18, 19).

Рис. 18                      Рис.19

   Отдельные работы автор посвятила раскрытию темы исторического прошлого украинского народа (например, ее вытынанка "Богдан Хмельницкий"  - рис. 20).

Рис. 20

   Дочь А.И.Гречановой Антонина Агафиевна Авдеенко (1932-2013) по примеру матери также увлеклась вырезанием (рис. 21). Много лет она была руководителем кружка народных ремесел в Доме пионеров села Петриковка. Тематика ее вытынанок отражает события жизни украинского села 1970-х — 1980-х годов (рис. 22,23).

Рис. 21                           Рис. 22                              Рис. 23

     Но Антонина Агафиевна также обращалась и к традиционной народной тематике. В частности, ее интересовали народные праздники и обычаи, народные пословицы, песни и легенды. Одна из работ на эту тему называется "Зозуля на калині" (рис 24). Мастерица активно использовала цветной фон в качестве основы, на которую наклеивалась вытынанка, что вызывало  определенные трудности при подборе цветовой гаммы. Однако при удачном выборе цветов работа становилась более выразительной и декоративной, чем при использовании белого цвета основы (рис 25).

    Вырезанием из бумаги занимается много лет и жена внука А. И. Гречановой Наталия Алексеевна Авдеенко (1957 г.р.) (рис. 26).  Она продолжает традиции династии Гречановых-Авдеенко как представителей  петриковской вытынанки (рис 27).

Рис.  24                            Рис. 25

Рис. 26          Рис. 27

  Работы этих талантливых мастериц экспонировались на разных выставках в Украине и в других странах и уже около 35 лет радуют любителей и ценителей искусства вырезания не только богатым содержанием, но и высоким уровнем исполнительской эстетики.

 

 

Вверх