Какие проблемы у вытынанки

Наталья Сухая, член Белорусского союза мастеров
народного творчества, ведущий методист
Минского областного центра народного творчества

      Статья опубликована 15 июля 2016 года в еженедельной общественно-просветительской газете "Культура", которая издается с октября 1991 года.

        С 24 по 26 июня в Молодечно прошел VI Международный симпозиум по проблемам вырезания из бумаги "Художественное вырезание: форма и цвет", посвященный памяти выдающихся белорусских мастеров Виктории Червонцевой и Вячеслава Дубинко.

        Кроме белорусов, свои доклады представили искусствоведы, художники и мастера из Польши, Литвы, Украины, России и Франции. Присутствовали 67 зарегистрированных докладчиков, более сотни просто заинтересованных — художники, учителя, студенты, школьники. "Какие проблемы могут быть у вас, вытинанщиков?" — шутят мои друзья. "Острые ножницы и нехватка бумаги!" — шучу в ответ. А если серьезно, то у нас, любителей вытинанки, проблем нет! Зато сколько острых вопросов личного и социального плана помогает решить искусство вырезания из бумаги.

Искусство и искусствоведение

     Вытинанка как вид народного искусства появилась в тяжелые для крестьянства времена: в конце ХІХ — начале ХХ века, определенный всплеск наблюдался и в 1940-е — 1950-е. Тогда бумага была, наверное, одним из самых доступных материалов для творчества, а человек всегда стремился украсить свой быт. Как раз тогда в деревнях и городках начали вырезать из бумаги занавески, подзоры, салфетки, которые имитировали дорогие гардинные ткани либо вышивку "ришелье". По сей день в народе осталось представление о вытинанке как атрибуте лихолетья. Поэтому, когда крестьянское хозяйство немного разбогатело и стало обживаться текстилем, "бумажная красота" отчасти оказалась на свалке или сгорела в печке.

     Довольно поздно проявили интерес к вытинанке белорусские этнографы, как утверждает профессор, доктор искусствоведения, председатель Белорусского союза мастеров народного творчества Евгений Сахута. Потому аутентичных образцов накоплено немного. Зато современные мастера, пользуясь этой скромной информацией, а также аналогами вытинанки из соседних стран, не только реконструировали белорусский стиль, но и развили его в самостоятельное искусство.

     Мировое искусство вырезания, по мнению российского искусствоведа Светланы Яворской, имеет более древнюю историю, чем народная вытинанка из бумаги, ведь ему предшествовало вырезание из кож животных, металла и древесины. Долгое время вырезание из бумаги было искусством сакральным (например, еврейские вырезки). Десакрализация произошла в связи с началом промышленного производства и широким распространением дешевой бумаги в народном рукоделии. Однако образы народных вытинанок несут в себе еще более древний информационный слой — знаковые коды, архетипы. Тем более интересно нам, современным художникам, возвращать чисто декоративным изделиям духовное наполнение. Многие современные вытинанки читаются как зашифрованный текст, как сказка, как личная или общечеловеческая история. Но художник закладывает одну информацию в произведение, а зритель "дешифрует" изображение через призму личного опыта. Чем шире и универсальнее образ, созданный автором, чем ближе он к архетипам, тем больше людей "резонирует" с ним.

     Ярким примером этого является выступление на симпозиуме белорусского мастера Ольга Бабурина, которая рассказала об опыте работы над иллюстрациями к Всеобщей декларации прав человека. Она создала 30 вытинанок — по количеству статей Декларации. Коллекция несколько раз экспонировалась в Беларуси, Литве и Польше и получила положительные отзывы, успешно продемонстрировав, что современное искусство вытинанки переросло декоративно-прикладные рамки.

 

Национальный маркер и социальная коммуникация

     Широкая география бытования явления обусловила параллельное существование большого количества названий для искусства вырезания. Иногда возникает стилистическая путаница, когда привычным термином "вытинанка" мы начинаем называть более широкие явления. Вытинанка в Беларуси (как и в соседних Польше и Украине) — явление крестьянской и местечковой культуры, со своим неповторимым набором кодов, семантическим пространством, стилистикой. Светское искусства силуэта мало на него влияло, так как развивалось в другом социальном окружении. Подобное можно утверждать и о рэйзэле — явлении сакральном, наполненном мистицизмом иудейской веры. Однако занавески, которыми украшали окна во время больших праздников белорусские, украинские, польские евреи, вполне могли повлиять на возникновение и развитие народной вытинанки. Древней иудейской символике в бумажных вырезках был посвящен доклад Валентины Слюнчанко из Минска

     Многочисленную палитру неповторимых очагов развития вытинанки сохранили украинцы. Об этом рассказали Галина Дудар, Людмила Бабич, Зинаида Косицкая и другие. Гордится своими ценностями и Беларусь. Статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси получила новогрудская вытинанка-выбиванка, особый вид художественного вырезания, который выполняется стамеской и пробойником специфической формы. Сохраняет искусство, перенятое от носителя традиции Нины Шурак, директор новогрудского Районного центра ремесел Наталья Климко.

      В то же время русская традиция народного вырезания мало исследована, и представители России по крупицам собирают региональные особенности. Историко- художественный музей в подмосковном городе Домодедово хранит одну из богатейших в мире коллекций художественного вырезания "Вырезки народов мира", которую коллекционер Алексей Петриченко собирал на протяжении всей жизни. Самые настойчивые участники прилетели в Молодечно из Тюмени (Татьяна Сушкова) и Новосибирска (Инна Шабунина). Инна в своем докладе попыталась обобщить способы декорирования жилья от Восточной Европы до Сибири, а также определить своеобразие и сходство интерьерных вытинанок.

     Искусство вырезания из бумаги, таким образом, репрезентует себя как "маркер этнического своеобразия". Так считает Эгле Виндашэне из литовского Каунаса. А еще - как средство культурной коммуникации соседних народов. В конце концов терминологический спор на симпозиуме закончился констатацией факта, что, несмотря на различные по звучанию названия, всем, кто интересуется искусством вырезания, легко понять друг друга.

Мультимедиа, реклама, дизайн

     Вырезание из бумаги имеет свой набор изобразительных средств, который позволяет ему занять достойное место среди способов визуальной коммуникации. Об этом рассказывала в своем выступлении Лаймуте Федосеева из литовской столицы, которая преподает рекламу в Университете имени Гедиминаса. Она отметила, что, кроме декларированных в названии симпозиума формы и цвета, вырезанное произведение обладает еще одним средством — объемом. Согласно исследованиям, человеческий глаз способен замечать толщину даже самой тонкой бумаги в несколько микрон. Таким образом, наш мозг отличает плоскую графическую картинку от вырезанной из бумаги и наклеенной. В соответствии с этим отличается и эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, влияет на восприятие, например, рекламного продукта.

     Красивым примером такого продукта стала книга Ювэнты Мудэнене из Каунаса "Будешь ли помнить обо мне, Вильнюс?". В ней современные вырезанные силуэтные изображения органично сочетаются со старыми фотографиями. Книга уникальна тем, что она одновременно и туристический путеводитель, который рассказывает об истории города, и наполненное любовью художественное произведение.

   Пространственные свойства искусства вырезания получают логическое продолжение через создание многослойных композиций, "туннельных" открыток и, конечно, мультипликации. Широко известна в Беларуси "вытинанковая" анимация режиссера Михаила Тумели.

Педагогика и психология

     Учителя из разных стран были единодушны в том, что вырезание — универсальное средство воспитания, потому что оно развивает не только художественное видение, но и мелкую моторику, а посредством ее - интеллект, память, пространственное мышление, способствует развитию внимания, способности к концентрации, самодисциплины и инициативности.

     Ценным стал опыт хозяев мероприятия — преподавателей отделения декоративно-прикладного искусства Молодечненского государственного музыкального колледжа имени Михаила Клеофаса Огинского. Здесь уже более 20 лет существует единственная в Беларуси, а, возможно, в Европе и мире молодечненская школа вытинанки, которая и привлекла внимание организаторов симпозиумов к Беларуси. Создательницей этой школы является ее великолепный мастер и педагог Виктория Червонцева. Сейчас этого светлого человека нет среди живых, но дело ее продолжается. На отделении ДПИ преподают две дочери Виктории Никитичны — Наталья и Елизавета. Работы их учеников были представлены на выставке "Лепестки памяти" в Минском областном краеведческом музее.

       Когда-то материала по вытинанке не хватало на более-менее приличную научную работу, а сейчас издаются монографии, пишутся диссертации, проводятся выставки, конкурсы, симпозиумы. Вытинанка успешно развивается, являясь своеобразным художественным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

Вверх