Рейзеле

 Выставка работ участников Международного фестиваля
«Рейзеле. Искусство вырезания из бумаги в еврейской культуре:
традиции и современность».

Светлана Яворская
Домодедовский экологический Центр.

     «Рейзеле» - «розочка». В большом наборе тем и жанров тысячелетней еврейской традиции вырезания из бумаги, это самый непритязательный народный сюжет…

     Картинка одноименного фестиваля не была бы завершенной, если бы его участники не прикоснулись к нему. А прикоснувшись, не почувствовали каким образом  возникла традиция украшения новогодних окон снежинками. И почему наши «новогодние снежинки» – не всегда имеют такой строго геометрический узор, который казался бы естественным? Так неназойливо и не дидактично обозначается нерасторжимое единство и целостность всего культурного пространства нашей страны, в котором и самая малая часть знаменует истоки одной из самых распространенных народных традиций в России. Эта традиция, столь прочно и безотчетно вошла в быт народа в городе и деревне, что сегодня по умолчанию, представляется бытовавшей «всегда и везде».

     В Западной и Восточной Европе самой старой традицией художественного вырезания из бумаги, является именно еврейская. И многие национальные школы вырезания возникли под её влиянием. Но после фатальных потрясений XX века, - евреи даже в большей степени, чем другие народы, утрачивают некоторые свои национальные черты и особенности, вместе со свойственными только им видами национального творчества. И древнейшая традиция художественного вырезания из бумаги – один из таких почти совсем исчезнувших видов национального искусства.

      Вырезание из бумаги было (очень хотелось бы сказать «есть») действительно национальным искусством, которое в полной мере характеризовало еврейское самосознание. Художественные вырезки из бумаги повсеместно и всенепременно маркировали пространство везде, где бы ни жили потомки Иакова-Израиля. Вырезание из бумаги было профессиональным искусством. Известно, что были мастера художники-вырезальщики, которые делали вырезки на заказ и подписывали свои произведения, - это свидетельствовало о существовании развитой культурной традиции. Но также часто вырезанием занимались женщины дома, что демонстрировало бытовую, низовую, глубоко национальную традицию. Это искусство служило формированию еврейской идентичности с самого детства, входило в жизнь еврейских детей и дома и в школе. Создание ажурных сакральных и бытовых композиций, присутствие их в каждом доме на протяжении всей жизни хозяев, - было проявлением этой самой идентичности. То, что это была сакральная и бытовая традиция одновременно, - делало её ещё более устойчивой и значимой в культуре народа. Сохранению этого особого, глубокого духовного опыта еврейского народа посвящена выставка которая подводит некий промежуточный рубеж интереснейшего проекта сохранения и распространения традиции искусства вырезания из бумаги в еврейской культуре России, начавшегося с проведения в Москве и области мероприятий фестиваля РЕЙЗЕЛЕ.

    Куратор международного выставочного проекта «РЕЙЗЕЛЕ. Искусство вырезания из бумаги в еврейской культуре. Традиции и современность», инициатор проведения фестиваля – Елена (Олеся) Осипова - художник, дизайнер, член творческого союза художников России, выпускница Академии промышленного искусства им. Графа Строганова. Организатор фестиваля и выставки Общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия Московской области» руководитель Екатерина Иванова. Выставка не могла состояться без заинтересованного и профессионального участия координатора культурных проектов Еврейского культурного центра на Никитской им. Ральфа Гольдмана - Александра Барского и всех сотрудников Центра, принимавших самое живое участие в организации выставки и праздника её открытия.

    Не хотелось бы, чтобы посетители выставки РЕЙЗЕЛЕ и даже сами её участники относились к ней, как к очередному событию в ряду подобных. Подобных событий не было ни в Западной ни в Восточной Европе, как может быть и в самом Израиле. Насколько нам известно, это первая выставка целиком и полностью посвященная еврейской  национальной традиции вырезания из бумаги, что очень повышает её историческую значимость. 

     В задачу организаторов не входило сделать в полном смысле слова «художественную» выставку произведений профессиональных художников. Нам было важнее продемонстрировать возможности возрождения традиции, показать безграничное разнообразие глубоко национальных тем, ставших основой всей авраамической культуры, и потому понятных и значимых для людей буквально всех национальностей и разных вероисповеданий. Безусловно, в рамках одной выставки невозможно показать все темы и жанры, ставшие основой национального опыта за тысячелетнюю историю развития еврейской национальной традиции искусства вырезания. Но  представленные композиции всё же показывают главные из них. Представленные произведения созданы при помощи разнообразных техник и приёмов вырезания (и даже выжигания) и декорирования, что делает зрительный ряд выставки интригующе разнообразным.

     Выставка демонстрирует невероятную актуальность этого вида искусства, произведения которого без напряжения могут войти в каждый дом, рекреационное, рабочее, офисное пространство. Они способны стать органичной и очень значимой частью современного интерьера, его смысловым фокусом, подобно вырезным, а иногда и раскрашенным мизрахам, которые ещё недавно можно было увидеть почти в каждом доме. Знакомство с подлинниками еврейской вырезки в Музее истории евреев в России, послужило очень хорошим уроком прикосновения и даже вхождения в традицию для многих участников фестиваля и мастер-классов. Этот опыт сделал более убедительными творческие поиски участников выставки.

    В залах на Никитской представлены работы профессиональных художников, которые многие годы занимаются вырезанием из бумаги и тех любителей вырезания, которые только недавно стали осваивать эту технику, взрослых и детей. Возраст самого юного её участника Максима Жиляева 11 лет. Однако свойства этого искусства таковы, что участие любителей и юных художников не снизили общего художественного качества выставки.

     Культура каждого народа определяется вехами годового праздничного цикла. Елена Осипова представила цикл композиций на темы еврейских праздников, показывая структурную основу культуры, вокруг которой развивалось искусство народа.  Весь цикл сделан в едином размере и стиле и на выставке составляет грандиозный фриз: «Шабат», «Йом-Кипур», «Рош-а-шана», «Суккот», «Ту-би-шват», «Шавуот», «Ханука», «Пурим»,  «Песах» «Лаг ба омер». Кристина Морозова отозвалась на эту тему композицией «Песах». Татьяна Зайцева, Людмила Юдина и Наталья Гусейнова показали Новый год деревьев - «Праздник Ту-би-шват. Семь священных растений». Дарья Медведева предложила собственное прочтение темы священных растений Израиля, выведя старую виноградную лозу в центр симметричной в целом композиции.  Светлана Яворская создала композиции с виноградной гроздью по библейской цитате   «…И срезали  там виноградную ветвь с одною кистью ягод и понесли её на шесте двое…» Числа 13:18-25. В традиционной иллюстрации к литературному произведению (каким можно воспринимать книги Торы), - автор использовала приём симметричной композиции, и симметричного вырезания, свойственный только этому виду искусства.

     Чтобы особенно ясно обозначить это наше стремление показать главные темы мировой культуры ярко звучащие и в авраамической традиции,  была собрана отдельная выставка на вечную, неизбывно привлекательную для художников-вырезальщиков тему «Мирового древа». Тема объединила мастеров четырёх стран: России, Литвы, Беларуси и Украины. Впервые на выставке искусства вырезания представили свои тонкие, изящные  работы на тему райского сада Федулкина Наталья и Желяева Светлана. Светлана Яворская  показала ранние работы 1994 года выполненные из цветных журнальных иллюстраций «Древо жизни» и «Эдем», черную вырезку «Рай». Лаймуте Федосеева-Бенешюнайте из Вильнюса показала очень традиционное для себя по форме, колориту и манере исполнения черное на белом фоне «Древо жизни». Столь же характерные для себя произведения предоставили на выставку Рома Гудайтене из Вильнюса и Одета Туменайте-Браженене из литовской Утяны. Марианна Любас, один из ведущих украинских мастеров, не присылала на выставку своей работы, но в фондах выставочного отдела в Домодедово хранилась выразительная вырезка на ту же тему, которая обогатила экспозицию украинским национальным колоритом, так же как и «вырыванка» - рваная аппликация Ольги Шинкаренко из Киева. Геометричные, очень характерные по приёмам исполнения  работы Нины Соколовой-Кубай из Минска  составили два ярких симметричных акцента этой небольшой выставки. Нина – один из лучших мастеров Беларуси, член союза художников страны, автор многочисленных статей и книг по технике вырезания, преподаватель. Это один из тех мастеров, благодаря которым, сегодня искусство вырезания из бумаги в Беларуси стало одним из самых распространённых видов профессионального и домашнего творчества. И если в художественных традициях всех народов Европы образ Мирового древа ассоциируется с библейскими Древом жизни и Древом познания, то принципиально новое еврейское прочтение мы находим в работе Андрея Боровского, построенной на тексте: «Древо жизни Тора для придерживающихся заповедей её» (Притчи 3:8).

     К теме Эдемского сада обратился Андрей Темников, архитектор и художник-иллюстратор. Его масштабная композиция, поражающая филигранностью исполнения, использует мотивы византийских мозаик. Чередование в работе детально проработанных ажурных фрагментов с нетронутыми ножом силуэтными формами не только придаёт композиции многомерность, но и рождает ассоциации с недосказанностью, сокровенностью, таинством.

    Важнейшей сакральной и очень традиционной темой еврейского вырезания  являются  композиции «МИЗРАХ». Архаичное звучание симметричных схем делает их значимыми и монументальными, несмотря на традиционное для еврейской культуры стремление мастеров к детализации и украшению. На мастер-классе Андрея Боровского «Мигзарот: принципы построения композиции. Техника вырезания ножом», слушатели постигали устройство и символику этой традиционной композиции. Это позволило многим участникам очень ответственно подойти к своим творческим работам. Многие современные авторские МИЗРАХи сделаны  по мотивам или под впечатлением от подлинных старинных вырезок, что очень повысило степень их достоверности. Это большая композиция Светланы Яворской – творческое переложение мизраха из дома-музея Марка Шагала в Витебске. И работы симферопольских мастеров из еврейского культурного центра, учеников Веры Глинки. Дарья Медведева из Домодедово, давняя поклонница искусства вырезания и ученица Светланы Яворской, - свой «Мизрах со слонами» также сделала по мотивам одной из старинных композиций. 

     Мизрахи — постоянная тема в творчестве Андрея Боровского, художника и искусствоведа, занимающегося именно еврейской традицией вырезки более 20 лет.  На выставке представлен его  «Иерусалимский мизрах», решенный как полиптих из четырёх отдельных листов, напоминающих страницы древнего манускрипта. Покрытые сусальным золотом буквицы, строки Псалмов, узнаваемые цитаты  архитектурных деталей и орнаментальных мотивов, сама фактура бумаги ручной выделки, в которую вплавлены цветы и листья растений Святой Земли — всё складывается в образ Вечного Города. Эта работа была удостоена Гран-При Первого международного конкурса мастеров еврейского прикладного искусства «Золотой аист» (Киев, 2002 г).

      Темы меноры (семисвечника) и хамсы тоже стали общими и значимыми в мировой культуре и потому не только узнаваемы, но наполнены  большим смыслом для представителей самых разных конфессий. Именно поэтому они широко представлены на выставке. Украинка Наталья Галина продемонстрировала новые выразительные возможности техники в объёмной миноре и объёмном мизрахе, который несколько напоминает фонарь. Татьяна Яворская из Адлерского района города Сочи,  сделала несколько небольших минималистичных, жестко организованных по форме и потому особенно символичных композиций на эти темы, с использованием цветной бумаги. Дополнительные цветовые пятна напоминают зрителям о том, что в традиционной еврейской вырезке часто использовалась цветная бумага и раскрашивание. Использует в своих работах коллажную технику преподаватель ЕКЦ Ярослава Княжева: многослойная вырезка из бумаги четырёх цветов складывается в иллюстративную композицию «Шабат в местечке» Широко применяет в своих работах коллажную технику  преподаватель ЕКЦ Ярослава Княжева Цветную бумагу в своих работах использовала и преподаватель Домодедовского детского экологического Центра, биолог и фитодизайнер Людмила Медведева. Она представила композицию на давно облюбованную тему: «Семь растений Котеля». Из растений, растущих в расселинах Стены Плача она выбрала каперсы, имеющие очень выразительные и декоративные очертания листьев. Впервые приобщившаяся к вырезанию из бумаги ножом на семинаре Андрея Боровского в Домодедово, Юлия Ковалёва сделала очень авангардную работу «Лестница Иакова», которая сразу вызвала интерес зрителей. Продолжение занятий вырезанием, как показывает практика педагога, - дает очень большой прогресс в довольно непродолжительное время. Именно это демонстрирует Наталья Гречнева, которая совсем недавно попробовала вырезать. Её простой по форме, но невероятно архаичный по звучанию, и оттого монументальный «Мизрах», напоминает некоторые черты старых наивных композиций из Музея истории евреев в России. Рассматривая первые опыты  выпускницы Московского полиграфического института Анастасии Стрельченко, небольшие, но очень изощренные по технике вырезания ножом  композиции «Иерусалим» и «Сотворение Адама», - многие посетители не могли поверить, что автор впервые взяла в руки нож для вырезания из бумаги. Ювелирно исполненные, они сразу обращают на себя внимание зрителей.   Светлана Яворская представила свои размышления на темы «Хамсы» и «Меноры» как в миниатюрном (открытки), так и в станковом формате. В технике симметричного вырезания также созданы вариации на тему благословляющего жеста коэнов «Всё на ладонях Всевышнего». Большая композиция «Трофей» – реплика знаменитого рельефа римской триумфальной арки Тита, - сделана ею в новой технике выжигания из бумаги. Многоцветная композиция «Царь Давид» Юлии Носковой из Киева ярким пятном выделялась в центре большого зала на Никитской. Она выполнена в технике вырыванки, которая пока ещё не часто встречается среди произведений художников, работающих с бумагой.

      Марина Любимова, директор Мытищинской ДХШ им. Евгения Кольченко, член союза художников России, член ассоциации Мытищинских художников участник выставки, принимала в фестивале самое активное участие. Освоив вырезание ножом и ножницами, поняв актуальность этого искусства, его безграничные творческие и обучающие возможности, - она решила уделить больше внимания искусству вырезания в учебном процессе в своей школе. Совсем недавно в художественной школе Кольченко, была открыта детская выставка и проведен большой праздник искусства вырезания, в котором приняли участие сотни детей и взрослых. 

       Тема преподавания искусства вырезания, как носителя национальных традиций – была одной из основных в научных докладах 6 Международного симпозиума по искусству вырезания из бумаги в Молодечно (Беларусь), участником которого стали Елена Осипова и Марина Любимова. На научных чтениях Елена Осипова говорила о сохранении еврейской национальной традиции вырезания и организованном ею фестивале. Благодаря этим непосредственным контактам, к участию в выставке нам удалось привлечь лучших мастеров из Беларуси, Литвы и Украины. Белорусский мастер Валентина Слюнченко, имеющая очень богатый и длительный опыт работы в еврейской традиции вырезания, преподаватель минского  еврейского культурного Центра «Эмуна», - наверное самый опытный  участник этой выставки. Важно отметить, что мастер сразу же согласилась принять участие в ней и привезла большое количество очень разнообразных по темам и приёмам исполнения работ, высочайшего художественного уровня. Валентина блестящий теоретик еврейской традиции вырезания, делала доклады на эту тему на различных международных конференциях в Москве, Вильнюсе, Киеве  и других городах.  Автор мастерски владеет ножом создавая традиционные и новаторские композиции и часто использует раскраску вырезной композиции красками, именно так, как это было характерно для  старинных еврейских вырезок. Сегодня этот приём пока не освоен мастерами России, но, может быть, опыт белорусского мастера, подвигнет наших соотечественников на творческие эксперименты. 

       Для каждого литовца, проживающего в маленьком городке, (где были большие еврейские диаспоры), так же, как и для белоруса или украинца очевидно, что еврейская культура вошла в сплав их национальных культур. Поэтому неслучайно участие в выставке виднейших и лучших литовских мастеров Одеты Туменайте-Браженене, Лаймуте Бенещюнайте-Федосеевой, Клайдаса Навицкаса, Ромы Гудайтене, мастеров из Украины – Натальи Галиной и Юлии Носковой, Ольги Шинкаренко  из Киева, Марианны Любас из Кривого Рога.  Одета прислала для выставки характерные для её творчества бумажные занавески с мотивами семисвечника и звезды Давида. Они показывают нам почти совершенно забытую в России традицию изготовления бумажных и газетных занавесок. Поэтому, её работы привлекают так много внимания зрителей. Ещё одна небольшая, изощренная по технике исполнения работа «Древо жизни» украшает  выставку Мировое древо. Клайдас Навицкас вместе с Одетой и Лаймутей входит в число четырёх лучших мастеров вырезания из бумаги в Литве. Все эти мастера - участники сотен выставок, их работы хранятся в коллекциях разных стран мира. Клайдас прислал две изысканные по технике вырезания  работы: «Водолей, или Воду несущий» по поэме «Город» Моисея Кульбака и «Ктуба» - единственная на выставке напоминающая о некогда широко распространенной традиции украшения брачного договора вырезными рамками. 

         В Симферополе очень давно и очень активно работает центр еврейской культуры, в котором  многие годы преподает уникальный мастер вырезания Вера Глинка. Выставка на Никитской украсилась несколькими работами мастера и её учеников, специально присланными из Симферополя. Чеботарёва Алевтина показала  «Арон Кодеш», Кофман Галина - «Благословение», Фрейнклах Нина  - «Минору». Руководитель объединения Глинка Вера  представила три работы: «Разведчики», «Арон Кодеш», «Иерусалим». Произведения всех крымских мастеров отличает особое изящество исполнения, погружение в традицию истинно еврейского стремления к красоте, к изощренному украшению вырезных мизрахов. Организаторы выставки выражают благодарность крымчанам, за то, что они в сжатые сроки смогли переправить  свои прекрасные работы в Москву, что было довольно непросто.

       Вырезание из различных видов бумаги (их насчитывается около 600) и новых пластических материалов, картонов, фанеры, шпона, листового металла различной толщины, - в настоящее время один из самых бурно развивающихся видов профессионального и самодеятельного искусства во всём мире. Постоянно появляются новые материалы и новые инструменты для вырезания, которые позволяют использовать произведения этого искусства не только для создания станковых композиций, но и для декорирования деталей интерьера, посуды, светильников, автомобилей, создания монументальных произведений искусства, архитектурных элементов… и многого многого другого. Некоторые участники фестиваля именно на его мастер-классах впервые попробовали себя в этой технике и сами поразились тому, сколько новых творческих возможностей открыло для них искусство вырезания. И стремятся передать радость своего открытия и счастье достижения творческих успехов гостям выставки.

        30 марта выставка РЕЙЗЕЛЕ будет показана в мемориальной синагоге на Поклонной горе в Москве, на открытии III Межконфессионального пасхального марафона.  Представляется, что это знаковое событие даст толчок движению этой выставки по городам и весям области. И пусть это движение станет собственным её «марафоном»  на очень длинную дистанцию, охватывающим разные культурные центры нашего региона. В дни выставок, как стало уже обычным, - лучшие русские и зарубежные мастера будут проводить научно-практические семинары и мастер-классы. Они познакомят посетителей не только с техникой вырезания, но и расскажут о мировом искусстве вырезания из разных материалов, еврейской и других национальных традициях, особой символике вырезных композиций.

       Организаторы надеются, что выставка вызовет интерес еврейской общественности из разных городов Подмосковья, а может быть и других регионов. Что она всколыхнёт интерес к сокровищам национальной культуры, и, может быть в недалёком будущем мы вновь увидим на стенах  еврейских домов вырезные мизрахи и кружевные бумажные рамки ктуб, а на стеклах домов – рейзеле. Мы надеемся, что красота РЕЙЗЕЛЕ привлечёт на наши научно-практические семинары и мастер-классы педагогов и воспитателей национальных школ и детских садов, руководителей объединений культурных центров, а также социальных работников. Ведь вырезание – одна из самых мощных развивающих и арт-терапевтических техник особые свойства которой, понятые когда-то давно учителями еврейских иешив, ещё не оценены современными педагогами и психологами. Все участники мастер-классов приобщившиеся к вырезанию, смогут не только раскрыть и проявить свои новые творческие возможности и способности, но и стать участниками грядущих выставок, которые планируется проводить в разных городах Московской области и  за рубежом. 

Вверх