Художественное вырезание: Прощайте традиции?

Материалы 7-го Международного симпозиума

Уникальная коллекция вытынанок Стапана Батюка в сельском Народном музее

Дудар Галина Михайловна
учитель-методист
ООШ №19 I-III ступеней,
член НСМНИУ,
(Украина, г.Тернополь)

      Родился Степан Батюк 20 декабря 1891 года у супругов Якова и Марии Батюков из г.Стоянова Радеховского уезда. Крестили Степу в деревянной церкви св. Прасковьи (к слову – эту церковь в 1970 году перевезли во Львов и восстановили в 1991 году в Шевченковском парке на территории Музея народной архитектуры и быта). В этой церкви позже крестили и троих его младших братьев – Алексея, Федора и Ивана. Семья Батюков имела 1,5 га земли, хозяйство и даже мельницу для очистки зерновых.

      Четыре года учился в Стояновской начальной школе, после окончания которой, поступил в высшую школу в Радехове. Радехов находился в десяти километрах от Стоянова. За учебу там нужно было платить. Часть средств «давали» из бюджета Стояновской управы, а остальное приходилось платить родителям. Обучаясь в Радехове Степан часто помогал своим одноклассникам по математике, истории, географии. Очень хорошо знал немецкий язык.     Приезжая на вакации (каникулы) Степан помогал родителям по хозяйству. Юноша закончил высшую начальную школу в 1907 году. Отец очень радовался тому, что сын получил образование, и теперь будет помогать ему, пока подрастут младшие братья. Но Степан  мечтал стать учителем, поэтому уехал в Сокаль в учительскую семинарию.

     В свободное от учебы время Степан рисовал открытки, которые сдавал по 10 австрийских крейцеров в книжную лавку, таким образом  зарабатывая себе на тетради и книги.  Понимая, что родители не могут помочь ему деньгами, он уже со второго класса зарабатывал репетиторством у детей  богачей.

           За успехи в учебе дирекция семинарии назначила Степану стипендию – 20 австралийских крон и дала место на проживание в интернате. Это позволило  закончить учебу в семинарии и в 1912 году сдать экзамены на звание учителя. Получив аттестат зрелости Степан начал работать в с. Липна Горлицкого уезда на Лемковшине.

       В свободное от основной работы время Степан Яковлевич руководил самодеятельным кружком при кооперативе «Единство», содействовал деятельности организации «Просвещение». Тут, на Лемковской земле состоялась его встреча с Иваном Франко, которая повлияла на  становление С. Батюка, как народного учителя. В 1912 году за самоотверженный труд Степана Батюка избрали делегатом учительского съезда,  который проходил во Львове и во время которого произошла его встреча с Иваном Франко. Позже мастер резьбы посвятил  памяти писателя композицию «Каменотесы».

     Далее была служба в Австрийской армии. А в 1918 году  Батюк стал студентом-заочником  Киевского архитектурного института.

     Влечение к занятию резьбой особенно проявилось у юноши во время учебы в Сокальской учительской семинарии, где обязательным предметом была обработка дерева. Для учащихся, проявивших интерес к этому занятию, один из учителей организовал «Курс орнаментальной резьбы по дереву». К чужим заграничным образцам, по которым проводились практические занятия, Степан добавлял в свои резные произведения родные украинские орнаменты. Большую помощь в этом юноше оказывал профессиональный резчик из Сокаля Григорий Кузневич, который был художником–оформителем церквей и новостроек.

    А еще в свободное от уроков время Степан рисовал карандашом и акварелью портреты Т. Шевченко, Н.Гоголя, А.Мицкевича.

      Работая учителем на Лемковщине, Степан Батюк не покидал своих увлечений. Он посещал музеи во Львове и Кракове, интересовался образцами украинского народного искусства и творчеством народных мастеров. Свои  изделия Степан продавал за деньги богачам или дарил товарищам. Ему удалось достать три сборника профессора В.Шухевича «Гуцульщина»,  изданного научным Товариществом им. Т.Шевченко во Львове. Этот сборник помог лучше узнать гуцульскую орнаментику резьбы и инкрустации. Батюк приобрел инструменты и каждую свободную минуту упражнялся в резьбе.

     После второй мировой войны Степана  Батюка с семьей, как и тысячи других украинцев-лемков, депортировали из Лемковщины. Поселившись в с.Саливка  Чертковского района (присоединенное к Ягольнице, Батюк погрузился в водоворот культурно-просветительской работы. Не забывал и о резьбе. Так родились резные портреты Т.Шевченко, И.Франко, композиция «Тарас Бульба», «Шевченко в ссылке». Двадцать лет проработал Степан Яковлевич библиотекарем в сельской  библиотеке с. Саливка вплоть до выхода на пенсию. В 1963 году С.Батюку было присвоено звание «Заслуженный мастер народных искусств».

     10 марта 1965 года перестало биться сердце художника, учителя. Его похоронили на Саливском кладбище.

       Человек уходит из жизни, но в человеческой памяти он навсегда оставляет свой след. Добрый след. Вс. Жизнь мастер одаривал людей своими светлыми произведениями, своей сердечностью и добротой. Он был учителем, а поэтому сеял «умное, доброе, вечное» в душах своих воспитанников. Он был художником и поэтому дарил миру свои непревзойденные произведения.

      Параллельно с резьбой художник вырезал вытынанки, украшая ими свой дом, сельскую библиотеку. Известный исследователь народного искусства М.Станкевич, наш земляк (родился на Тернопольщине), который покинул нас в  марте 1917 года написал о вытынанках Батюка в своей монографии «Украинские вытынанки», изданной в 1968 году: «В 60-70-ые годы среди вытынанщиков Западного Подолья особенно выделяются своими произведениями С.Я Батюк, М.Л.Бездильный, Ю.А.Мизик…и др….С.ЯБатюк принадлежал к мастерам старшего поколения. Он рисовал красками, резал по дереву и с особенным увлечением изготавливал вытынанки… Из бумажных узоров С.Я Батюк предпочитал большие  розетковые композиции диаметром 30 см.), вырезая удивительные бумажные кружева. Они созданы предпочтительно на восьмилучевом раппорте. При всей своей простоте орнаментальных мотивов – «зубчики», «кривульки»,»кружочки», «усики», «стебельки», «листочки», «звездочки» и пр. – его произведения удивляют оригинальностью, совершенством техники… в последних своих вытынанках С.Батюк, постепенно переходит к розетковым композициям 16-лучевого раппорта -  соответственно возрастает насыщенность узора вдвойне утолщается «складка» бумаги, но не ухудшается техника исполнения».

      К слову вырезал Батюк не только ножницами, но и лезнием бритвы, прикрепив его к палочке или карандашу.

      Вытынанки С.Батюка экспонировались в районных, областных и республиканских выставках. Большая коллекция их хранится в Народном музее с. Ягольница Черткивского района  Тернопольской обрасти. Семнадцать уникальных вытынанок бережно хранит директор музея – историк, учитель, общественный деятель, краевед, заслуженный работник культуры Украины (2003) Степан  Иванович Бубернак автор документальной повести «Степан Батюк: учитель, митець, людина». С.И Бубернак  создал музей истории села (с 1990 года краеведческо-просветительскому центру присвоен статус Народного музея).

      Если бы не случайность то коллекция вытынанок Степана Батюку была бы утрачена навсегда. Более 20 лет назад, приблизительно в 1996 году вытынанки попали в руки С.И.Бубернака. их принесла дальняя родственница Степана Яковлевича, пояснив, что нашла их разбирая старые вещи в хате. Может, вам пригодятся, - сказала она, зная, что Степан Иванович собирает древности для сельского музея. Вот так, благодаря случаю и сохранились эти уникальные вытынанки мастера, нашего земляка.

      Работы мастера, представленные в Ягольницком музее, монохромные. Они выполнены из бумаги зеленого и красного цвета, а также их оттенков. Диаметр всех вытынанок Степана Яковлевича составляет 30 см. среди них вытынанки с растительными и геометрическими элементами.  В первых - дубовые, пальмовые, липовые листочки, веточки, 16-18 лепестковые цветочки, деревца, усики, колоски.  Растительные преобладают.

     Геометрическое узоры вытнанок  восхищают удивительной утонченность, переплетением геометрии с растительными элементами. Вытынанки С.Батюка можно рассматривать часами, как мастерски вырезаны каждый листок каждый самый маленький треугольный зубчик или квадратик – окошечко по краю вытынанки, а каждая линия будто выписана тончайшим пером. Четкое переплетение линий придает вытынанкам объем, ощущение пространства.

     Каждая из вытынанок Степана Батюка чем-то напоминает традиционные украинские деревянные  декоративные резные тарелки. Все элементы как бы вырезаны на мягком поддатвивом дереве резцом. И это не удивительно, ведь Степан Яковлевич все же больше занимался резьбой.

     Коллекция первоначально насчитывала более тридцати вытынанок. Они побывали в Киеве, Тернополе, Кировограде (теперь Кропивницкий), Знаменке. И теперь много лет хранятся в маленьком сельском музее Ягольницы, радуя сельчан и госте.

Литература:

Бубернак С.  У пам’яті народній// голос народу.-2004.-19 груд.-С.5.

Станкевич М.  українські витинанки.- Київ: Наук.думка, 1086.

 

Вверх