Символика украинской вытынанки

 Ирина Зяткина
 Мастер вытынанки, член НСМНИУ 

Ни один праздник , ни один обряд, ни одно событие в украинском селе не обходилось без предметов декоративно-прикладного искусства. Рушники, сорочки, посуда, пысанки покрывались узорами-символами, которые несли закодированную информацию. Особо богато украшалась хата (рис.1). Она была гордостью хозяйки: стены, потолки, балки, печь – все было в узорах (кстати, если хата не украшалась, то с такой хозяйкой в селе даже не здоровались).

   Символы, которые использовали для вышивки, в пысанках, в росписи, а позже и в вытынанках, должны были оберегать жилье и его обитателей от несчастий и бед. Поэтому все вышитое, расписанное и вырезанное руками человека служило оберегом, который делали на добро, на счастье, на здоровье, на урожай, на любовь.

Рис.1

     Таким образом люди пытались магически воздействовать на окружающий мир. Вытынанка возникла позже других видов декоративного искусства и символы, которые к этому времени уже сложились в других видах народного искусства, были перенесены в вытынанку. Особо хорошо это видно на работах мастеров вытынанки П.П.Липчук и Е.М.Гринюк. (рис.2) Ромбы и квадраты на писанках, в вышивке и в вытынанке очень похожи (рис.3).

П.П.Липчук. ВытынанкаЕ.М.Гринюк. Вытынанка

  Рис.2

Рис.3

П.П.Липчук. Вытынанка

Рис. 4

    Завитки (бараньи рожки), ромбы и квадраты на писанках, в вышивке и в вытынанке очень похожи. Бараньи рожки - символ, который способствует богатому урожаю (рис.4).  Ромб и квадрат (иногда треугольник) – это древний символ земли. Точка в центре квадрата означала засеянное поле, которое даст большой урожай. Поэтому такие знаки считались символом плодородия. В росписи этого символа нет, а вот в вытынанке он присутствует. И современные мастера, опираясь на традиции, трактуют этот символ по-своему. А еще сохранилась особенность делать снежинки в виде квадрата (рис.5).

 В.Корчинский. ВытынанкаИ.Мосина. Вытынанка

Рис. 5

    Одним из самых распространенных символов является «Дерево» ("Дерево Жизни"). На писанках и в вышивке «Дерево» изображали условно в виде ветки или букета (вазона). Такие же букеты использовались в росписи, а затем и в вытынанке. Вазон часто заменялся квадратом или треугольником. Такой символ, как «Дерево жизни», встречается в искусстве многих народов (рис. 6).

     У древних славян корни дерева - навь, т. е. подземный мир, ствол - явь, т. е. земля, крона - правь, т. е. небо. Дерево издавна являлось одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Лиственное дерево, ежегодно меняющее листву, является символом обновления жизни. Вечнозеленое дерево - знак бессмертия. Различные виды деревьев использовались разными народами в качестве поэтической метафоры. Так, символом России стала береза, Германии - липа, Скандинавии - сосна, Канады – клен, Украины - калина и верба и т. п.. Вблизи священных деревьев совершались обряды.

   У южных славян был обычай венчать молодых, обводя их вокруг дерева. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-нибудь ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, к мору скота, неурожаю. Такие деревья, согласно поверьям, оберегали людей от бед, а также считались покровителями окрестностей. Структура дерева – прошлое, настоящее и будущее. С каждой из трех частей дерева соотносились определенные существа: вверху на ветвях изображались птицы, у ствола – копытные, а у корней - змеи, лягушки, рыбы.

Писанка с изображением дереваПисанка с изображением дереваРушник с изображением дерева

Рис. 6

    В вытынанке этот символ имеет свои особенности: материал, размер листа, да и техника (вырезание ли вырывание) позволили изображать дерево жизни в виде дерева с ветками стволом и корнями. Такие деревья можно видеть в работах Н.П.Кушнира и работах А.В. Салюка (рис.7)..

Н.П.Кушнир "Чарівне дерево". ВытынанкаН.П.Кушнир "Птахи на дереві". ВытынанкаО.В.Салюк "Цвіт-сонечко". Вытынанка

Рис. 7

Эти работы создавались без предварительной прорисовки карандашом, что придало им особую неповторимость. На таких деревьях нет конкретных цветов или определенных птиц, это - символы. Цветы символизируют рождение новой жизни, а птицы - это посредники между двумя мирами, миром богов и людей. Современные мастера тоже обращаются к теме Дерево жизни. Каждый из них трактует этот символ по-своему.

     В Украине разные деревья считаются священными: дуб, калина, верба, тополь. Особо почитается калина. Когда-то в старину с этим деревом связывали рождение мира: солнца, месяца и звезд. Древнее название солнца – коло (отсюда, по одной из версий, происходит название дерева «калина»). Если в семье рождалась девочка, то перед домом обязательно садили калину. Калиной украшали свадебный каравай. На стол перед молодыми ставили букет из веточек дуба и калины. На свадебном рушнике вышивали калину с дубом как символы девичьей красоты, нежности и мужской силы и мощности. Если девушка красива, то о ней говорят: «Пишна та красива, мов червона калина». Из веточки калины отец делал сыну дудочку.

    Калину воспевают в песнях, о ней складывали легенды. В одной из них говорится о том, как красивая девушка Калина завела в болото врагов-басурманов. Много из них погибло, но погибла и сама Калина. На месте ее гибели вырос куст, который в честь девушки называют «калиной». Есть еще одна легенда. Жила в селе одном чудесная девушка по имени Калинка. Люди уважали ее за доброе сердце. Весной Калинка всегда в лес ходила. Долгая дорога вела к нему. «Дай, – думает, - посажу вдоль дороги кусты и деревья». Выкопала она в лесу тонюсенький стебелек, посадила у дороги, а чтобы он принялся, Калинка аж от своей хаты носила воду и поливала растение. Вырос куст, зацвел, а потом появились на нем ярко-красные ягоды. Идут путники, отдыхают в тени дерева и благодарят те работящие руки, которые куст посадили.

    Пришла как-то Калинка к своему любимцу, попробовала терпкие ягоды и удивилась. Зернышко внутри ягодки на сердце похоже. А куст шепчет листвой «Это на память о твоем добром сердце, а чтобы люди тебя не забыли, подари мне свое имя «Калина». С тех пор такие кусты (или деревья) калиной называют.

     У куста калины несколько символов. Цвет калины – символ девичьей красы, верности и любви. Гроздья калины – символ достатка в семье, здоровья. Куст калины – символ влюбленных (т.к. под калиною назначали свидание влюбленные).

     Не менее почитаемым деревом является дуб. Это священное дерево, связанно с богом громовержцем Перуном, богом солнечной мужской энергии, жизни. Оно символизировало силу, могущество, мощь, твердость. Раньше у столетних дубов совершались жертвоприношения. Свидетельством этого обряда может служить ствол старинного дуба, поднятый в 1975 г. со дна Днепра, в который были вставлены 9 кабаньих челюстей.

     Обычно дубы, которым более ста лет, считались священными. В Ровенской области растет 1300 летний дуб, а на о.Хортица (Запорожье) – 800-летний, под которым отдыхали Т.Шевченко, И.Репин М. Лисенко. Обхват ствола этого дуба составляет 8м.

     Дуб и калина были самыми распространенными символами, которые вышивали на сорочках, изображали на писанках, рисовали на печах и стенах. Ветки калины и дуба, гроздья калины, желуди часто используют мастера росписи и вытынанки в своих композициях как символ долголетия и силы, верности, достатка и здоровья.

     Еще один символ – Берегиня. Этот символ широко распространен на Украине. Это и женщина мать, и мать-природа: символ загадочный и поэтичный. Это символ жизни и плодородия, матери всего живого. Великая богиня считалась владычицей не только неба, а и всей природы. Этот образ восходит к временам трипольской культуры. Ее отождествляют с древним божеством Макошей, которая изображалась с поднятыми вверх руками и в рогатой шапке на голове. Иногда головной убор Макоши был похож на цветущий куст. Ее также считают богиней судьбы, покровительницей полей и домашних животных, богиней земледелия и плодородия, женской жизненной силы. Этот символ чаще используют в писанкарстве и в вышивке. Встречается этот символ и в вытынанке, а вот в росписи его нет.

     Среди животного мира самыми любимыми символами были птицы. Люди считали, что весной души умерших в образе птиц возвращаются на землю. А затем снова улетают в рай. По одной из легенд, ключи от рая находились у кукушки. Открывает кукушка весной ворота рая, отпускает птиц на землю. А еще поручили кукушке куковать долгие годы жизни людям. Торопится кукушка, она должна раньше всех вернуться к воротам рая, чтобы открыть их для других птиц, поэтому и не успевает она вырастить своих птенцов и подкидывает яйца в чужое гнездо. Так или иначе, но в Украине никогда плохо о кукушке не говорили.

     Особенно много птиц встречается на рушниках. На них вышивали ласточек, соловьев, павлинов, голубей, лебедей. В вытынанке тоже изображаются и лебеди, и голуби, и петухи и павлины, которые превратились в жар-птиц. Считалось, что павлин, пава, жар-птица несут в себе солнечную энергию, поэтому их наделили свойством оберегать семейное счастье. Таких птиц вышивали на свадебных рушниках, а вытынанками с изображением этих птиц украшали хату перед свадьбой. Располагаться птицы должны парами и обязательно головами друг к другу, чтобы в семье было согласие и любовь.

     А вот, паре голубей приписывается создание земли, растений и неба. Легенда гласит, что голуби достали из моря золотой камень, из которого было создано небо и небесные светила. Голубей часто изображали на священном дереве – дубе. В голубку превращается девушка после смерти. Парубок называл свою любимую «голубкой» , а она его - «сизым голубем». Пара голубей - это символ верной любви и согласия в семье. Вытынанки или розписи с голубями клеили на «зеркало» печи - одно из самых видных мест в хате, как символ верной любви и счастья.

    Аист – особо почитаемая птица, наделялась в народных представлениях человеческими свойствами. В легендах и весенних обрядах аист выступал в роли охранителя и очистителя земли. На Украине его называют «Лелека». Говорят, что такое название он получил в честь бога добра и любви Леля. А как известно, там где любовь, там  рождаются дети. Вот и приносит Лелека (аист) в наши дома детей. А еще говорят, что Лель живет в душе доброго человека, а аист строит гнезда только возле домов добрых людей. Лелека приносит счастье. Не зря говорят: «Де лелека водиться, там щастя родиться». Поэтому аиста (Лелеку) вырезали и рисовали на счастье.

     Еще один символ – петух. По народным поверьям, крик петуха отгоняет нечистую силу и злых духов. Особыми качествами народная фантазия наделила красного петуха. Считалось, что он приносит счастье, охраняет животных от ведьм, а маленьких детей от подмены нечистой силой. Этот символ широко используется в росписи, вышивке, писанкарстве и в вытынанке.

     Конь пользовался особым уважением. По легенде, конь возил солнце по небу с востока на запад. Конский череп наделялся способностью оберегать от нечистой силы. Хозяин нередко одевал его на тын в огороде, чтоб урожай был хороший. С этим верованием связан обычай украшать крышу дома стилизованными конскими головами, повернутыми в разные стороны. Общепринятым было поверье, связанное с конской подковой. Есть обычай прибивать подкову к порогу, чтоб все добро шло в дом. Поэтому вытынанки с изображением коня вешали в хатах на добро. Есть еще много животных растений, которые считаются священными и как символы вырезаются в вытынанке, вышиваются на рушниках, используются в росписи.

Например:

     Кот охраняет жилье от всякой беды (кроме Черного кота). 

   Коза считается животным для защиты. Кроме того, коза символизировала плодородие, жизненную силу, поэтому на Рождество с козой обходили все село. В древности верили, что коза может влиять на будущий урожай. В народе так говорят: «Де коза ходить, там жито родить», «Де коза ногою, там жито горою». Вытынанки с изображением козы делались в конце зимы, а рано весной вывешивались в доме, для богатого урожая.

    Бык является воплощением силы, он опора земли. Бык или тур связан с богом Велесом, богом достатка, опекуном домашних животных, а также покровителем духов предков.

   Олень почитался как охранник благополучия в семье. Считалось, что рано весной олень на своих рогах выносил солнце из глубокой пещеры и выпускал его на небо. Изображение оленя особенно часто встречается в писанкарстве.

    Бабочка - воплощение души. По поверьям поляков, душа умершего покидает тело в виде бабочки. По поверьям болгар, сербов, хорватов, душа ведьмы во время сна покидает тело в облике бабочки.

    Украинская вытынанка со времени своего возникновения служила не только украшением жилья, но и оберегом. Возникнув позднее вышивки, росписи и других видов декоративно-прикладного искусства, она позаимствовала уже существующие символы и использовала их в своих произведениях. Вытынанки была неотъемлемой частью украинского быта. По ней можно было читать, что происходит в деревне: кто родился, где свадьба, какие праздники. Современные мастера используют художественные достижения народных мастеров, обогащают искусство вытынанки новыми ценностями, сохраняя при этом народные традиции.

Литература:

  1. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське народознавство в дошкільному закладі. К., 1994.
  2. Воропай О. Звичаї нашого народу. К., «Оберіг», 1991.
  3. Кара-Васильєва Т. Українська вишивка. К., «Мистецтво», 1993
  4. Кириченко М.А. Український народний декоративний розпис. К., 2006.
  5. Ковальчук О.В. Українське народознавство. Книга для вчителя. – К., «Освіта», 1994.
  6. Міфи України. - / За книгою Георгія Булашова «Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях». – К., «Довіра», 2003.
  7. Пономарьов А. Українська минувшина. К., 1994
  8. Супруненко В. Народини: Витоки нації: символи, вірування , звичаї та побут українців. - Запор., МП «Берегиня», 1993.
  9. Тарантюк М.Д. Українська народна вишивка. Ж., Позакласний час № 8, 1998.

 ↑ Вверх

Комментарии  

 
0 # Рышарда 02.09.2013 17:32
Спасибо за столь интересный материал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Сташкевич Наталья 19.05.2015 16:10
Спасибо за статью! Материалов по символике изображений вроде бы много, но разбросаны они в разных источниках чаще всего как иллюстрация к написанному. Спасибо Вам ещё раз!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Вверх