Публикации

Систематизация видов художественного вырезания

Наталья  Лазарева

  

       Не вошедшая в книгу "СИЛУЭТ. Уроки мастерства" глава стала темой доклада "Разработка методов искусствоведческого анализа и систематизации видов художественного вырезания" для программы научного семинара "Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания", планируемого в Музейном объединении "Музей Москвы" во второй половине сентября 2008г. (Приводится в сокращённом варианте). 

Сохранение детской души

Евгения Козловская, культуролог.

      Оглядываюсь вокруг себя и понимаю: все, что окружает меня, даже я сам, является неотъемлемой частью Вселенной. Стараюсь, чтобы это ощущение присутствовало в каждой из моих работ.

Василий Корчинский

Вытынанки Веры Вовк 

  Людмила Белоус

      Искусство вытынанки – одна из граней небудничного таланта Веры Вовк, поэтессы и прозаика, автора драматических произведений и научных трудов, эссе и детских рассказов, переводчика, пропагандиста украинской литературы в Бразилии.

  О содержании понятия «вытынанка»: Приглашение к дискуссии

 Елена Харченко
 Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

 Еще недавно только специалистам знакомое слово «вытынанка», сегодня стало очень популярным.

 Птица в искусстве вырезания из бумаги.

Светлана Яворская. 
Домодедовский историко-художественный музей,
Домодедовский экологический Центр.

      Вырезание из бумаги, декупаж, силуэт, выцынанка, вытынанка, вырезанка… Услышав эти слова, мы вспоминаем предновогоднюю суету, вечерние окна, на которых волшебными цветами расцветают белые бумажные снежинки.

Школа вытынанки

А. Пушкарёв член НСХУ, член НСМНМУ,
председатель школы писанкарст­ва г. Днепропетр­овска,
мастер вытынанки­.

      Впервые автор этих строк познакомил­ся с вырезкой из бумаги в мастерской­ своего учителя Евгения Лещенко (ныне известного­ художника в Украине и за её пределами)­, который вернулся в г. Кривой Рог после окончания Киевского художестве­нного института. Автор с 13 лет стал его учеником.

 Святая земля. Грузинская вытынанка

Михаил и Юлия  Деспоташвили 

Еще одна наша с Михаил скромная попытка создать грузинскую вытынанку. Опираясь на увиденные грузинские орнаменты в архитектуре и росписи, я создала собственную композицию, а Михаил ее вырезал.

Проблемы терминологии.
Типология художественных вырезок

Ася Алексеевна Петриченко
хранитель коллекции историко-художественного
музея г.Домодедово (Россия, Московская область)

      Даже на наших симпозиумах по проблемам вырезания из бумаги мы слышали названия "вырезанка", "вырезка", "силуэт", "вытынанка", "вытинанка" и т.д. В литературе можно встретить и другие названия, как-то: "резная графика", "резной силуэт" и прочее. Вероятно, настало время решить вопрос терминологии, в частности, для российских бумажных изделий.

Под тенью винограда


 Михаил и Юлия  Деспоташвили

 В Грузии искусство художественного вырезания почти не известно. Поэтому для моего мужа, грузина, знакомство с ним было настоящим открытием. На фото Вы видите одну из наших первых попыток самостоятельно создать именно грузинскую вытынанку.

Украинские вытынанки 


 Василий Корчинский 
 Художник-график, мастер вытынанки

      Летят бумажные силуэты птиц, людей, животных по стенам, «сволокам» (потолочные балки), окнам, бегут орнаментальными цветочными лентами под «мисником» (полка для посуды), полкой для хлеба, «божницею» (полка, на которой стоят иконы) - и все это вместе собирается на «дереве жизни», которое раскинуло свою широкую крону на недавно побеленной печи.

Мастера петриковской вытынанки


 Елена Харченко
 Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

 Не только в Украине, но и далеко за её пределами известны мастера с.Петриковка Днепропетровской области своей красочной, виртуозно выполненной декоративной росписью. Этот край является также центром не менее яркого и распространенного вида украинского народного искусства – петриковской вытынанки.

Символика украинской вытынанки

 Ирина Зяткина
 Мастер вытынанки, член НСМНИУ 

Ни один праздник , ни один обряд, ни одно событие в украинском селе не обходилось без предметов декоративно-прикладного искусства. Рушники, сорочки, посуда, пысанки покрывались узорами-символами, которые несли закодированную информацию. Особо богато украшалась хата (рис.1). Она была гордостью хозяйки: стены, потолки, балки, печь – все было в узорах (кстати, если хата не украшалась, то с такой хозяйкой в селе даже не здоровались).

Происхождение вытынанки. Историческая справка

Ирина Зяткина 
Мастер вытынанки, член НСМНИУ

 По мнению специалистов, прообразом современных вытынанок послужили скифские прорезные накидки (попоны), сделанные из кожи. Скифские воины украшали ими своих коней. На этих попонах вырезались сказочные животные – грифоны (грифон – это животное с телом льва или пумы, головой и крыльями птицы), петухи, узоры из цветов и листьев. Такие же украшения скифы делали для деревянных бочонков. Прорезные кожаные накидки для коней и накладки для деревянных бочонков сохранились только в Пазырыкском кургане на Алтае, так как захоронение находилось в вечной мерзлоте.

Вверх